Кемеровский педагогический колледж
Рабочая программа
педагогической практики Внеклассная работа
для специальности 050010 Педагог дополнительного образования в области технического творчества с дополнительной подготовкой по радиоэлектронике и компьютерным технологиям
Кемерово 2012
РЕКОМЕНДОВАНО
научно-методическим советом Кемеровского педагогического колледжа
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 050010 Педагогика дополнительного образования
Составитель: Дубовцов А. А.
Рецензенты:
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….4
Примерное содержание практики……………………………………………....6
Список литературы……………………………………………………………..11
Приложения……………………………………………………………………..12
Пояснительная записка
Существенную роль в профессиональной подготовке педагога дополнительного образования в области технического творчества играет практика «Внеклассная работа». В соответствии с учебным планом по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования» педагогическая практика «Внеклассная работа» проводится в III семестре в течение 18 недель.
Целью практики является активное включение студентов в профессиональную деятельность, в процессе которой формируются первоначальные умения по организации воспитательно-образовательного процесса (ВОП) в учреждениях дополнительного образования (УДО) по компьютерному направлению.
В процессе педагогической практики решаются следующие задачи:
§ ознакомление студентов со спецификой организации и реализации ВОПа по компьютерному направлению в УДО (задачи, содержание, формы работы);
§ овладение студентами умениями планировать и организовывать работу детских творческих объединений, реализующих содержание компьютерного направления;
§ овладение умениями и навыками организации и реализации учебных занятий, как основной формы педагогического процесса в дополнительном образовании (ДО);
§ формирование умений изучать личность и коллектив воспитанников детских
творческих объединений (ДТО) и принимать участие в организации жизнедеятельности детского коллектива;
творческих объединений (ДТО) и принимать участие в организации жизнедеятельности детского коллектива;
§ обучение творческому применению на практике знаний, полученных в ходе
изучения дисциплин, психолого-педагогического цикла, спецдисциплин по
подготовке педагога дополнительного образования в области компьютерного творчества.
изучения дисциплин, психолого-педагогического цикла, спецдисциплин по
подготовке педагога дополнительного образования в области компьютерного творчества.
В процессе проведения учебных занятий студенты осуществляют следующие виды деятельности:
§ знакомство и изучение системы работы руководителя ДТО;
§ изучение особенностей коллектива и личности в условиях ДТО (интерес, склонности, возможности), проектирование педагогической деятельности с учётом этих результатов;
§ разработка и проведение разных типов учебных занятий по компьютерному направлению;
§ разработка и оформление планов-конспектов учебных занятий ДТО;
§ наблюдение и анализ различных типов учебных занятий ДТО;
§ изготовление наглядных пособий;
§ ведение документации.
В ходе практики студенты должны овладеть следующими умениями:
§ проводить наблюдение за деятельностью педагога ДО и анализировать её по
предложенному плану;
предложенному плану;
§ анализировать психолого-педагогические и методические аспекты учебного занятия ДТО;
§ отбирать различные формы воспитательной работы с ДТО в соответствии с задачами воспитания и развития;
§ планировать ВОП с учётом интересов воспитанников, их познавательных потребностей и задач данного ДТО;
§ составлять план-конспект учебного занятия;
§ изготавливать наглядные пособия для учебных занятий;
§ работать с методической и специальной литературой, подбирать материал к занятиям из дополнительных источников;
§ вести документацию по практике «Внеклассная работа»;
§ отбирать наиболее эффективные формы, методы и приёмы организации учебной и воспитательной работы с детьми.
Студенты, обучающиеся по специальности 050010 «Педагогика дополнительного образования», приобретают опыт организации и проведения разных форм учебной деятельности по компьютерно-информационному воспитанию и развитию детей.
Практика «Внеклассная работа» является одним из звеньев в системе практической подготовки будущего педагога дополнительного образования в области технического творчества. Она носит обучающий характер: дополняет и обобщает теоретическую подготовку студентов по компьютерному творчеству и методике преподавания компьютерных технологий, даёт возможность для закрепления и углубления полученных знаний.
Прохождение практики осуществляется по овладению умениями организационной деятельностью кружков по направлению «Компьютерная грамотность», (направления могут меняться в зависимости от интереса и возможностей студентов).
Практика проводится в усложнённом варианте в форме организации деятельности ДТО специализированного уровня (кружка или факультатива).
В ходе практики студенты разрабатывают и проводят фрагменты и отдельные занятия под руководством педагога дополнительного образования и руководителя практики.
Практика «Внеклассная работа», формируя у студентов умения и навыки по организации и проведению занятий разных видах ДТО, готовит их к следующему виду педагогической практики - пробные занятия в ДТО.
Практика завершается дифференцированным зачётом, для получения которого студенты предоставляют:
§ письменный отчёт о проделанной работе;
§ дневник практики с анализом посещённых учебных занятий;
§ конспекты самостоятельно разработанных проведённых учебных занятий;
§ наглядный материал к учебным занятиям.
Программа содержит ряд приложений, которые даются в помощь студентам.
Примерное содержание практики
Основные направления работы | Виды работ | Формируемые умения и навыки | Календарные сроки | Содержание учебной инфор3мации | Самостоятельная работа | ||
Подготовка к практике | 1) Подготовка базы практики 2) Встреча с администрацией и руководителями ДТО 3) Согласование работы руководителей ДТО Установочная конференция: задачи практики, содержание и форма организации практики, документация. | Создание мотивации психолого-педагогической настроенности на позитивный результат. | 1 неделя | Оформление дневника. | |||
Групповая консультация №1 | 1 . Планирование и организация кружковой работы. Составление плана работы кружка. 2. Методика проведения кружковых занятий. Составление плана-конспекта занятия кружка | Анализировать свои возможности, проектировать свою деятельность и деятельность детей. | 2 неделя 3 неделя | Требование к программам, методика их составления. | Составление картотеки методической и педагогической литературы. | ||
Самостоятельная работа | 1. Проектирование наглядной рекламы кружка. Рекламирование своего кружка. 2. Подбор необходимого методического и наглядного материала к занятиям. 3. Разработка вариантов организационного занятия | Художественно-прикладные и оформительские умения. Способность саморекламирования, убеждения. Креативные умения в подготовке к деятельности. Проектировочные умения конкретного вида занятий | 4 неделя | Требования к рек- ламе, формы рек- ламы. Способы вовлечения детей в кружки. Требования к плану и содержанию организационного занятия | Подбор материала для вводной беседы к каждому занятию. Разработка и изготовление наглядности. Составление конспекта. | ||
Знакомство с учреждением дополнительного образования | Знакомство с кружковцами, проведение совместных игр на знакомство. Реклама кружка. | Умение слушать, отбирать необходимую информацию, коммуникативные умения. Коммуникативные и организационные умения. Педагогическая зоркость, аналитические умения. | 5 неделя | История, специфика, традиции, педагогический коллектив, материальная база, системное самоуправление. Личностные качества, способность к взаимодействию со старшими. Методика и содержание занятия. | Подбор игр для знакомства. | ||
Организация деятельности и управления детским кружком | 1. Проектирование занятий кружка, подготовка необходимого оборудования и наглядных пособий. 2. Консультирование по содержанию и технологии проведения занятий (по плану кружка) с применением различных форм и видов занятий: - журнал; - игра «Узнай по описанию» - конкурс; - экскурсия; - творческая игра; - беседа с использованием иллюстративного материала. 1. Проведение занятий кружка. 2. Самоанализ. 1.Наблюдение занятий кружков студентов-коллег и их анализ | Конструктивные умения. Умение слушать и за- давать вопросы. Умение осуществлять педагогическое руководство и анализировать свою деятельность. Развитие педагогической наблюдательности, умение анализировать чужую деятельность. | 6 неделя 7-16 неделя (9 недель) | Содержание занятия, необходимое оборудование технологии проведения. Требования к проведению занятия, в соответствии с выбранной формой. Содержание занятий, виды деятельности детей, технология проведения занятий. Содержание занятий, технология записи наблюдений, схема анализа, требования к методике анализа. | Подбор материала для проведения различных форм и видов занятий (по плану) |
Завершение работы | Подготовка и проведение итогового занятия кружка, и его анализ. Подготовка отчета по практике. Итоговая конференция. | Умение проводить завершающее занятие, подводить детей к самоанализу. Умение оформлять документацию, подводить итог своей деятельности. | 17 неделя 18 неделя | Методики и формы проведения итогового занятия. | Подготовка к итоговому занятию. Подготовка к итоговой конференции. |
Приложение №1
Задачи кружка
1. Развитие информационной культуры детей.
2. Ознакомление с возможностями ПК.
3. Повышение навыков работы с современным программным обеспечением.
4. Развитие творческого начала (создание новогодней открытки).
Примерный тематический план
кружка «Компьютерная грамотность»
Название тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |
1 . Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. Понятие о персональных ЭВМ. История развития вычислительной техники. | 2 | 2 | |
3. Устройства персональных ЭВМ. Основные понятия. | 1 | 1 | 2 |
4. Операционная система «Windows». | 2 | 4 | 6 |
5. Графический редактор «Paint». | 2 | 8 | 10 |
6. Текстовый редактор «MS Word» | 2 | 10 | 12 |
7. Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 13 | 23 | 36 |
Приложение №2
Структура учебного занятия
Вариант I
Дата:
Место проведения:
Руководитель ДТО:
Руководитель практики:
Тема:
Цель:
Задачи:
- образовательная;
- развивающая;
- воспитательная.
Оформление доски (кабинета).
Оформление доски (кабинета).
Литература:
Ход занятия
1. Организация учащихся на занятия
2. Сообщение темы и задач занятия
3. Повторение раннее изученного материала. Вводная беседа
4. Подготовка к практической работе. Вводный инструктаж
5. Практическая работа. Текущий инструктаж
6. Подведение итогов занятия
Вариант II
Дата:
Место проведения:
Руководитель ДТО:
Руководитель практики:
Тема:
Цель:
Задачи:
- образовательная;
- развивающая;
- воспитательная.
Оформление доски (кабинета).
Оформление доски (кабинета).
Литература:
Ход занятия
1. Организация учащихся на занятия.
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Обобщение знаний и совершенствование умений полученных на уроках.
4. Формирование новых знаний и умений.
5. Практическая работа.
6. Подведение итогов занятия.
Вариант III
Дата:
Место проведения:
Руководитель ДТО
Руководитель практики:
Тема:
Цель:
Задачи:
- образовательная;
- развивающая;
- воспитательная.
Оформление доски (кабинета).
Литература:
Ход занятия
1. Организация учащихся на занятия
2. Постановка темы и цели занятия
3. Повторение, обобщение и систематизация ранее изученного материала
4. Вводный инструктаж
5. Самостоятельная творческая практическая работа
6. Выставка. Подведение итогов занятия
Приложение №3
Примерная схема самоанализа учебного занятия
I этап - запланированный ход занятия.
Студент в общих чертах излагает намеченную программу действий для достижения поставленных задач, обосновывает задуманную структуру занятия, логику переходов от одного этапа к другому.
IIэтап - реальный ход занятия.
Студент сравнивает запланированный ход занятия с его реальным течением, анализирует причины отступлений от первоначального замысла, обосновывает достижения и неудачи. Можно опираться на следующие вопросы:
1. Что из задуманного удалось осуществить лучше всего?
2. Какие моменты на занятии оказались неожиданными?
3. Насколько успешно удалось сориентироваться в неожиданной ситуации?
4. Какие выводы можно сделать для последующей работы?
5. Все ли вопросы и задания, обращенные к деталям, были грамотно и
четко сформулированы?
четко сформулированы?
6. Заметил ли практикант свои ошибки?
7. Что не удалось и почему (произошло отступление от запланированных действий или были какие-то другие причины)?
8. Выполнены ли поставленные задачи? Из каких фактов можно сделать
заключение об этом?
заключение об этом?
9. Что бы уже сейчас хотелось изменить?
Приложение №4
Схема анализа учебного занятия
(для руководителей ДТО)
I. Организационный аспект.
- выполнение намеченного плана занятия;
- эффективность и целостность использования наглядности;
- реализация основных психологических и гигиенических требований;
- наличие взаимодействия с детьми;
- уровень педагогического и методического мастерства (организация целостного пространства занятия);
- оформление необходимой для занятия документации;
- рациональность использованного времени;
- педагогическая культура;
- техника безопасности;
- личностные качества педагога (речь, внешний вид, манера держаться, образность, эмоциональность и др.).
II. Воспитательный аспект.
- нравственное и мировоззренческое направление личности;
- формирование культуры поведения;
- интеллектуальное и общефизическое развитие детей;
- соблюдение принципа связи с жизнью;
- эстетическое воздействие занятия на воспитанников;
- оптимальное использование воспитательных возможностей;
- стиль педагогического общения – воспитывающее влияние личности педагога.
III. Обучающий аспект.
- реализация принципа научности;
- реализация принципа наглядности;
- реализация принципа системности;
- реализация принципа доступности;
- связь теории с практикой;
- подбор методов, приемов, видов работы, т.е. выбор оптимальных и эффективных моделей занятия;
- оценка в целом продуктивности занятия.
IV. Развивающий аспект.
- уровень познавательной активности обучающихся;
- наличие интереса к занятию;
- степень самостоятельности;
- навыки конкретной деятельности;
- навыки самоорганизации;
- уровень коллективной работы;
- перспективы развития эффективности занятия.
Приложение №5
Содержание дневника
1. Титульный лист
2. Цель и задачи практики
3. Профессиональные умения
4. Права и обязанности практиканта
5. Название ДТО, расписание занятий
6. Список обучающихся ДТО.
7. Структурная схема учебных занятий
8. Форма протокола
9. Примерная схема самоанализа и анализа
10. Планы - конспекты разработанных учебных занятий
11. Протоколы самоанализов и анализов проведенных занятий
12. Содержание и анализ просмотренных занятий
13. Календарно-тематический план ДТО
14. Творческий отчет.
Приложение №6
Образец титульного листа
ДНЕВНИК
педагогической практики
«Внеклассная работа»
студентки(а)_______________________ курса группы
Кемеровского педагогического колледжа
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество в родительном падеже)
сроки практики день практики_______________________________
место практики____________________________________________
руководитель ДТО_________________________________________
руководитель практики_____________________________________
2011-2012 уч. год
Образец календарно-тематического плана
Дата Тема | Основные виды деятельности | Самостоятельная работа |
Комментариев нет:
Отправить комментарий