воскресенье, 8 января 2012 г.

Программа «C компьютером на «Ты»!»


Пояснительная записка

Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…».
Наше будущее – это наши дети.  С целью повышения эффективности педагогической деятельности повсеместно осуществляется расширение возможностей использования и педагогом, и учащимися современных информационных технологий. В образовательных учреждениях происходит активное использование компьютеров, аудио-, видеотехники – как современных и эффективных средств обучения. Стремительно движется научно-технический прогресс, стремительно растут информационные потребности учащихся. Компьютеры уже есть во многих семьях, но родители не имеют возможности организовать грамотное овладение компьютером как средством деятельности, что подчеркивает исключительное значение реализации информационного направления дополнительного образования детей. С помощью компьютеров можно работать и  создавать оригинальные фильмы и фотографии, играть в увлекательные игры, тренировать свою память и реакцию, путешествовать по городам и музеям, не выходя из-за компьютера.
Детям, для того чтобы прочно усвоить знания и избежать пика усталости от занятий в наш интенсивный информационный век, нужна готовность номер один для восприятия знаний. Созданы ли нами условия для полноценного восприятия детьми этих знаний?
Нынешние дети, переступающие порог образовательного учреждения (детского сада, школы, учреждения дополнительного образования), совершенно не такие, какими были мы в их возрасте, или более старшее поколение. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой новых социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека становится информационная культура, строящаяся на современных инновационных процессах.
Цель современного образования – подготовка детей к жизни… К жизни в мире полном огромного объема информации. Информация для учащихся и педагогов на нынешнем этапе все более осознается как важный  педагогический ресурс. Все более очевидными становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать её, воспринимать, анализировать, транслировать. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы – компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
Учащиеся и родители в полной мере осознают преимущества, которые несет в себе развитие и распространение информационных компьютерных технологий.
Всё это и обуславливает значимость дополнительной образовательной программы по обучению компьютерной грамотности «C компьютером на «Ты»!».
Программа «C компьютером на «Ты»!» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 9-16 лет. Она направлена на обучение детей: начальным навыкам управления и работы с компьютером; программам, развивающим профессиональный интерес (Adobe Photoshop, Power Point, Excel и др.), а также  предусматривает дальнейшее применение полученных знаний на уроках информатики в школе.
Цель программы: формирование готовности учащихся к использованию компьютерных (информационных) технологий в своей учебной и будущей профессиональной деятельности.
Перед педагогом, реализующим программу, стоят разнообразные задачи, решение которых в полном объеме позволит оказать влияние на общее развитие и формирование мировоззрения учащихся, поможет детям осуществлять работу с компьютерными программами на более профессиональном уровне.
Задачи:
1)                развивать познавательный интерес детей к практическому использованию информационных технологий при помощи компьютера;
2)                развивать интеллектуальные и творческие способности в информационной деятельности;
3)                способствовать формированию компьютерной грамотности, предполагающей распознание потребности в дополнительной информации, определение возможных источников информации и стратегию ее поиска, получение, оценивание и использование  недостающей информации;
4)                обеспечить освоение терминологии и основных понятий компьютерной грамотности и информационных технологий;
5)                формировать представления о потенциальных возможностях и принципиальных ограничениях компьютерных технологий, различных компьютерных программ.
Согласование социального заказа детей и их родителей с возможностями дополнительного образования открывает глубокие перспективы в реализации информационного направления, в частности,  обучении компьютерной грамотности.
Особенность и новизна данной программы заключается в том, что большое количество часов отведено практическим работам и занятия строятся от выполнения простых заданий  до более сложных. Практическая работа включает в себя как индивидуальные, так и групповые работы.
Значительная роль в ходе освоения программы отводится организации здоровьесберегающей среды, учитывая возрастные особенности учащихся. Так как быстрый скачкообразный темп роста и развития учащихся уже с шести лет приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм становится чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести ограничение двигательной активности, статические нагрузки, психические напряжения, связанные с учебной деятельностью.
Механизмы оценки результатов работы обучающихся 1 года обучения:
Знают:
-                    характеристики различных поколений ЭВМ;
-                    возможности и применение ПК в различных областях деятельности;
-                    архитектуру ПК;
-                    основные понятия информационных технологий;
-                    основные понятия и особенности  ОС Microsoft Windows XP;
-                    основные понятия и инструменты графического редактора Paint;
-                    основные понятия, элементы и возможности текстовых редакторов: Блокнот, WordPadMicrosoft Word.
Умеют:
-                    работать с мышью,  клавиатурой и основными группами клавиш;
-                    выполнять различные операции в операционной системе Microsoft Windows XP;
-                    уверенно работать на компьютере;
-                    выполнять основные операции в графическом редакторе Microsoft    Paint: рисовать простые рисунки, создавать текст в Paint;
-                    выполнять основные операции в текстовых редакторах: Блокнот, WordPadMicrosoft Word; печатать и форматировать текст.

Механизмы оценки результатов работы  обучающихся 2 года обучения:
Знают:
-         свойства и назначение таблицы в документах различного вида;
-         основные понятия и элементы, инструменты, особенности и возможности программы для создания презентации Power Point;
-         основные особенности компьютерной графики;
-         свойства, инструменты и возможности графического редактора Adobe Photoshop.
Умеют:
-         создавать и работать с таблицей как в документе Word,так и в документе Excel;
-         работать со слайдами и анимацией в программе Power Point;
-         создавать звуковое сопровождение презентации;
-         работать с инструментами и слоями в программе Adobe Photoshop;
-         создавать монтаж и коллаж в Adobe Photoshop.
-         использовать фильтры в работе с графическими изображениями;
-         уметь правильно представить и защитить свои творческие работы.




























Учебно-тематический план
1 год обучения
Разделы и темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Раздел I: Введение
4,5
1,5
6
Тема 1.1. Вводное занятие.
3
-
3
Тема 1.2. Здоровье и компьютер.
1,5
1,5
3

Раздел II: Анатомия компьютера
10
14
24
Тема 2.1. История развития вычислительной техники и применение ЭВМ.
3
-
3
Тема 2.2. Архитектура и структура компьютера.
3
-
3
Тема 2.3. Системный блок.
1
2
3
Тема 2.4. Устройства ввода информации.
2
7
9
Тема 2.5. Устройства вывода информации.
1
2
3
Тема 2.6. Заключительное занятие по разделу «Анатомия компьютера»
-
3
3

Раздел III: Операционная система Windows
13
29
42
Тема 3.1. Операционная система Windows. Microsoft Windows XP.
3
6
9
Тема 3.2. Microsoft Windows XP. Знакомство с интерфейсом Windows.
2
4
6
Тема 3.3. Microsoft Windows XP.  Панель задач и главное меню.
2
4
6
Тема 3.4.  Microsoft Windows XP. Работа с окнами Windows.
2
4
6
Тема 3.5.  Microsoft Windows XP. Базовые операции с файлами.
3
6
9
Тема 3.6. Работа с дисками.
1
2
3
Тема 3.7. Заключительное занятие по разделу «Операционная система Windows».
-
3
3

Раздел IV: Графические редакторы
12
30
42
Тема 4.1. Введение в графику.
3
-
3
Тема 4.2. Знакомство с графическим редактором Paint.
2
4
6
Тема 4.3. Операции с графическими объектами в  Paint.
2
7
9
Тема 4.4. Создание текста в  Paint.
2
4
6
Тема 4.5.  Рисунок в  Paint.
3
9
12
Тема 4.6. Заключительное занятие по разделу «Графические редакторы».
-
6
6

Раздел V: Текстовые редакторы
29
70
99
Тема 5.1. Многообразие текстовых редакторов.
2
1
3
Тема 5.2. Текстовый редактор Блокнот.
3
6
9
Тема 5.3. Тестовый редактор  WordPad.
3
6
9
Тема 5.4. Знакомство с текстовым редактором Microsoft Word.
2
7
9
Тема 5.5. Создание документа в  Microsoft Word.
6
9
15
Тема 5.6. Загрузка документа. Сохранение, печать и закрытие документа.
1
2
3
Тема 5.7. Приемы редактирования текста.
3
9
12
Тема 5.8. Форматирование символов и абзацев.
2
4
6
Тема 5.9. Форматирование страниц документа Microsoft Word.
2
4
6
Тема 5.10. Работа с графическими объектами в программе Microsoft Word.
3
9
12
Тема 5.11. Вставка изображений в документ Microsoft Word.
2
7
9
Тема 5.12. Заключительное занятие по разделу « Текстовые редакторы».
-
6
6

Раздел VI. Заключение
-
3
3
Тема 6. Итоговое занятие.
-
3
3

Всего:
68,5
147,5
216





Содержание программы
1 год обучения

Раздел I: ВВЕДЕНИЕ
Тема 1.1. Вводное занятие.
Знакомство с обучающимися. Правила поведения и техники безопасности при работе в компьютерном классе. Правила поведения на территории Дворца творчества.
Тема 1.2. Здоровье и компьютер.
Организация здоровьесберегающей среды на занятиях компьютерной грамотности. Основные упражнения по профилактике утомления глаз. Упражнения на расслабление и напряжение мышц корпуса. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для формирования правильной осанки.
Практическая работа: «Выполнение основных упражнений для сбережения здоровья при работе с компьютером».

Раздел II: АНАТОМИЯ КОМПЬЮТЕРА
Тема 2.1. История развития вычислительной техники и применение ЭВМ.
История появления первых счетных устройств. Характеристики различных поколений ЭВМ; области применения ЭВМ. Краткая история ПК. Возможности современного компьютера. Роль ПК в современном мире.
Тема 2.2. Архитектура и структура компьютера.
Принципы построения компьютера. Базовая конфигурация компьютера. Основные устройства компьютера.
Тема 2.3. Системный блок.
Состав системного блока (процессор, материнская плата, компьютерная память). Основные характеристики устройств системного блока.
Практическая работа: «Характеристика основных устройств системного блока».

Тема 2.4. Устройства ввода информации.
Многообразие и типы устройств ввода информации в компьютер, их значение. Клавиатура: типы клавиатур, расположение клавиш. «Горячие» клавиши клавиатуры.
Компьютерная мышь: история создания, основные характеристики.
Сканер. Принцип оцифровки изображений. Сканирование текстов и изображений.
Работа на тренажёрах.
Практическая работа: «Работа на клавиатуре. Тренажёр Baby Type 2000».
Практическая работа: «Работа с мышкой в программе «Мир информатики»».
Практическая работа: «Комбинированные упражнения по освоению работы на клавиатуре и мышке в программе «Мир информатики»».
Тема 2.5. Устройства вывода информации.
Монитор. Виды мониторов – мониторы на ЭЛТ и жидкокристаллические мониторы. Основные технические характеристики мониторов.
Принтер. Виды принтеров – матричные, струйные, лазерные. Характеристика расходных материалов.
Практическая работа: «Основные характеристики устройств вывода информации».
Тема 2.6. Заключительное занятие по разделу «Анатомия компьютера».
Закрепление полученных знаний по разделу «Анатомия компьютера».
Практическая работа: Викторина «Запутанный лабиринт».

Раздел III: ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS
Тема 3.1. Операционная система Windows. Microsoft Windows XP.
Понятие и задачи операционной системы (ОС). Многообразие и особенности ОС. Включение и выключение компьютера. Загрузка операционной системы. Основные элементы интерфейса. Рабочий стол, его свойства. Демонстрация на примере обычного письменного стола и рабочих принадлежностей.   Файл и папка. Виды и типы файлов. Демонстрация на примере папки для бумаг и листов бумаги. Файловая система и ее структура.
Практическая работа: «Активизация и выключение операционной системы Windows XP».
Практическая работа: «Работа с основными элементами рабочего стола и его свойствами».
Практическая работа: «Выполнение различных операций с папками и файлами разного формата».
Тема 3.2. Microsoft Windows XP. Знакомство с интерфейсом Windows.
Система всплывающих «меню». Меню «Пуск». Стандартные меню прикладных программ.
Практическая работа: «Простые способы запуска программ».
Практическая работа: «Возможности  контекстного меню объекта. Приемы выделения объектов»
Тема 3.3. Microsoft Windows XP.  Панель задач и главное меню.
Назначение и состав панели задач. Устройство главного меню.
Практическая работа: «Работа с панелью задач. Настройка панели задач и главного меню».
Практическая работа: «Запуск программ с помощью меню «Пуск»».
Тема 3.4. Microsoft Windows XP. Работа с окнами Windows.
Понятие «окно». Управление окнами: активизация окна, перемещение окна, изменение размеров окна, закрытие окна. Особенности диалоговых окон. Элементы окон Windows – приложений (строка заголовка, заголовок, системное меню, кнопки управления окном, строка меню, панель инструментов, рабочая область, строка состояния, полосы прокрутки).
Практическая работа: «Выполнение различных операций с окнами: активизация окна, перемещение окна, изменение размеров окна, закрытие окна».
Практическая работа:  «Размещение рисунка на рабочем столе. Изменение фона рабочего стола».
Тема 3.5. Microsoft Windows XP. Базовые операции с файлами.
Базовые операции с файлами – создание (создание различных типов файлов);  копирование (прямое копирование файлов, копирование через меню свойств файла, копирование с последующим удалением); перемещение (прямое перемещение файлов на одном диске, перемещение через меню свойств файла); переименование и удаление, удаление с клавиатуры и через меню.
Практическая работа:  «Создание различных типов файлов. Выявление сходства и различия между ними».
Практическая работа: «Типы копирования и перемещения файлов».
Практическая работа: «Переименование и удаление файлов».
Тема 3.6. Работа с дисками.
Многообразие носителей информации. Дискета и диск – самые распространенные и доступные носители информации. Структура диска, дискеты. Свойства диска, дискеты. Форматирование (дефрагментация) дисков. Операции, выполняемые с дисковыми накопителями (копирование, запись, удаление и т.д.).
Практическая работа: «Выполнение операций с дисковыми накопителями: форматирование, копирование, запись, удаление, переименование».
Тема 3.7. Заключительное занятие по разделу.
Закрепление полученных знаний по разделу «Операционная система Windows» через игру «Сильное звено».
Практическая работа: «Игра «Сильное звено»».

Раздел IV: ГРАФИЧЕСКЕ РЕДАКТОРЫ
Тема 4.1. Введение в графику.
Растровая и векторная графика – сходства и различия. Многообразие и назначение графических редакторов.
Тема 4.2. Знакомство с графическим редактором Paint.
Окно программы Paint. Основные понятия и инструменты графического редактора Paint.
Практическая работа: «Запуск программы Paint».
Практическая работа: «Работа с инструментами Paint».
Тема 4.3. Операции с графическими объектами в Paint.
Графические объекты в Paint. Основные операции с графическими объектами (выделение, перемещение, копирование, вырезание, удаление, вставка, растягивание, поворот). Работа с графическими объектами.
Практическая работа: «Приемы рисования геометрических фигур».
Практическая работа: «Основные операции с графическими объектами».
Тема 4.4. Создание текста в Paint.
Инструменты Paint, используемые для создания текста. Создание текста и работа с ним в Painte. Шрифты, размер шрифтов и начертание.
Практическая работа: «Создание и редактирование текста в графическом редакторе Paint».
Тема 4.5. Рисунок в Paint.
Создание рисунка в Paint, используя различные инструменты графического редактора. Масштаб, размер документа (рисунка) Paint. Сохранение и печать документа в Paint.
Практическая работа: «Создание графического документа Paint».
Практическая работа: «Изменение масштаба и размера рисунка».
Практическая работа: «Сохранение и печать рисунка».
Тема 4.6. Заключительное занятие по разделу «Графические редакторы».
Занятие – обобщение по разделу «Графические редакторы» в виде игры «Поле чудес». Выставка рисунков.
Практическая работа: Игра «Поле чудес».

Раздел V: ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ
Тема 5.1. Многообразие текстовых редакторов.
Назначение текстовых редакторов. Разнообразие текстовых редакторов. Их возможности.  Общие принципы работы текстовых редакторов.
Практическая работа: «Возможности текстовых редакторов».
Тема 5.2. Текстовый редактор Блокнот.
Знакомство с программой Блокнот: его назначение и особенности. Создание простого текста в Блокноте. Редактирование текстового файла.
Практическая работа: «Создание и редактирование текста в Блокноте».
Практическая работа: «Основные операции с текстом».
Тема 5.3. Текстовый редактор WordPad.
Особенности текстового редактора WordPad. Создание документа в WordPad. Форматирование и редактирование документа WordPad.
Практическая работа: «Создание текста в программе WordPad».
Практическая работа: «Форматирование и редактирование текста».
Практическая работа: «Основные операции с фрагментами текста WordPad».
Тема 5.4. Знакомство с текстовым редактором Microsoft Word.
Сравнение текстового редактора Microsoft Word с Блокнотом и WordPad. Его преимущества. Организация рабочего пространства и интерфейса текстового редактора. Возможности Microsoft Word. Основные понятия Microsoft Word. Элементы оконного интерфейса Microsoft Word.
Практическая работа: «Сходства и различия между текстовыми редакторами Блокнот, WordPad и Microsoft Word».
Практическая работа: «Строка «Меню» в Microsoft Word».
Практическая работа: «Возможности и преимущества Microsoft Word».
Тема 5.5. Создание документа в  Microsoft Word.
Создание нового документа. Виды документов. Понятие шаблона. Прямое и косвенное создание документа. Особенности набора текста в программе Microsoft Word. Уроки набора текста. Режимы отображения документа (обычный режим, режим разметки, режим Web – документа, полноэкранный режим).
Практическая работа: «Создание документа Microsoft Word».
Практическая работа: «Приемы набора текста. Использование «горячих» клавиш для быстрого набора текста в документе Microsoft Word».
Практическая работа: «Самостоятельная печать фрагментов текста для последующего форматирования».
Тема 5.6. Загрузка документа. Сохранение, печать и закрытие документа.
Загрузка документа. Сохранение и печать документа. Предварительный просмотр документа. Закрытие документа  Word.
Практическая работа: «Приемы загрузки и закрытия документа Word. Способы сохранения и печати документа».
Тема 5.7. Приемы редактирования текста.
Основные приемы редактирования текста. Автотекст. Форматирование текста.  Проверка правописания и перенос слов в документе.
Практическая работа: «Выполнение основных операций с фрагментами текста: выделение, копирование, удаление, перемещение».
Практическая работа: «Вставка автотекста в документ».
Практическая работа: «Автоматическая проверка правописания и перенос слов».
Тема 5.8. Форматирование символов и абзацев.
Меню «Формат». Понятие о форматировании текста (формат, абзац). Значение форматирования текста. Приемы форматирования символов. Маркированный и нумерованный списки в документе Word: понятие и значение.
Практическая работа: «Работа с меню «Формат». Создание абзацев в тексте».
Практическая работа: «Создание маркированного и нумерованного списков. Вставка рамки в текст».
Тема 5.9. Форматирование страниц документа Microsoft Word.
Параметры страниц. Вставка и удаление номеров страницы. Колонки в документе Word. Способы выравнивания текста (по левому краю, по правому краю, по ширине, по середине).
Практическая работа: «Установка параметров страницы. Вставка и удаление номеров страниц».
Практическая работа: «Создание и форматирование колонок, используя инструмент “Столбцы” и диалог “Колонки”».
Практическая работа: «Способы  выравнивания текста в документе Word».
Тема 5.10. Работа с графическими объектами в программе Microsoft Word.
Панель «Рисование». Графические объекты в документе Word. Приемы создания и редактирования графических объектов. Основные операции с графическими объектами. Текст WordArt.
Практическая работа: «Приемы создания и обработки графических объектов, используя панель Рисования».
Практическая работа: «Выполнение основных операций с графическими объектами: изменение размеров объекта, перемещение и копирование объектов, повороты объектов, группирование, разгруппирование и перегруппирование объектов, обтекание объектов в тексте».
Практическая работа: «Создание и выполнение основных операций с художественным текстом WordArt».
Тема 5.11. Вставка изображений в документ Microsoft Word.
Рисунок в документе Microsoft Word. Редактирование и форматирование изображения.
Практическая работа: «Вставка клипов и рисунков из коллекции и файлов».
Практическая работа: «Редактирование и форматирование изображение в документе Word».
Тема 5.12. Заключительное занятие по разделу « Текстовые редакторы».
Выполнение итоговой работы по программе Microsoft Word в виде открытки. Повторение и закрепление знаний по разделу «Текстовые редакторы» с помощью викторины «Эрудит». 
Практическая работа: «Викторина «Эрудит»».




Раздел VI: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема 6.1. Итоговое занятие по разделам I - V.
Повторение полученных знаний и навыков по разделам IV  в виде занятия – викторины «Магические квадраты». Подведение итогов работы первого года обучения.
Практическая работа: Викторина «Магические квадраты».




Учебно-тематический план
2 год обучения

Разделы и темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Раздел I: Введение
4
2
6
Тема 1.1. Вводное занятие.
3
-
3
Тема 1.2. Здоровье и компьютер.
1
2
3

Раздел II: Таблицы
13
38
51
Тема 2.1. Назначение таблицы в документах.
1
2
3
Тема 2.2. Таблица в текстовом редакторе  Microsoft Word.
3
9
12
Тема 2.3. Электронная таблица – программа  Microsoft Excel, её назначение.
1
2
3
Тема 2.4. Основные приёмы работы с книгами и рабочими листами.
3
6
9
Тема 2.5. Формулы и функции в  Excel.
2
4
6
Тема 2.6. Основы работы со списками.
3
6
9
Тема 2.7. Сравнение таблиц в программах  Word  и  Excel.
-
6
6
Тема 2.8. Заключительное занятие по разделу
-
3
3

Раздел III: Презентация 
Microsoft Power Point.
23
64
87
Тема 3.1. Знакомство с программой  Microsoft Power Point.
3
-
3
Тема 3.2. Основные этапы создания презентации.
3
-
3
Тема 3.3. Начало работы в  Power Point. Главное окно.   
2
4
6
Тема 3.4. Создание презентации.
2
10
12
Тема 3.5.  Работа со слайдами.
3
12
15
Тема 3.6.  Вставка диаграмм и таблиц, звука и видео.
2
4
6
Тема 3.7. Анимация объектов.
3
9
12
Тема 3.8. Управляющие кнопки и гиперссылки.
2
4
6
Тема 3.9. Сохранение презентации. Демонстрация презентации. Расширенные возможности  Power Point.
-
9
9
Тема 3.10. Итоговое занятие по подготовке презентаций.  
3
12
15
Тема 3.11. Защита проектов.
2
4
6

Раздел IV:  Компьютерная графика
20
52
72
Тема 4.1. Введение в графику.
3
-
3
Тема 4.2. Программа Adobe Photoshop. Настройка  системы.
1
2
3
Тема 4.3. Знакомство с интерфейсом программы  Adobe Photoshop. Сканирование изображений.
2
4
6
Тема 4.4. Способы выделения областей изображения. Редактирование и трансформирование.
3
9
12
Тема 4.5. Техника выделения областей изображения. Действия с выделенной областью.
3
6
9
Тема 4.6. Создание многослойного изображения. Работа со слоями.
3
6
9
Тема 4.7. Создание монтажа и коллажа в многослойных изображениях.
3
6
9
Тема 4.8. Текстовый слой. Создание заголовков.
1
5
6
Тема 4.9. Фильтры.
1
2
3
Тема 4.10. Создание и защита творческой работы.
-
12
12

Раздел V. Заключение
-
3
3
Тема 5. Итоговое занятие.
-
3
3

Всего:
60
156
216





                                   

Содержание программы
2 год обучения
Раздел I: ВВЕДЕНИЕ
Тема 1.1. Вводное занятие.
Основные правила техники безопасности и гигиенические правила для работы в компьютерном классе. Правила поведения во Дворце творчества.
Тема 1.2. Здоровье и компьютер.
Организация здоровьесберегающей среды на занятиях компьютерной грамотности. Основные упражнения для сохранения здоровья при работе с компьютером.
Практическая работа: «Выполнение основных упражнений».

Раздел II: ТАБЛИЦЫ
Тема 2.1. Назначение таблицы в документах.
Понятие «таблица». Назначение таблицы в документах различного вида. Особенности таблицы.
Практическая работа: «Особенности таблицы в документах различного вида».
Тема 2.2. Таблица в текстовом редакторе Microsoft Word.
Меню «Таблица». Значение таблицы в документе  Word. Создание и удаление таблицы. Свойства таблицы. Форматирование таблицы. Добавление и удаление строк и столбцов в таблице.
Практическая работа: «Создание таблицы в документе Word. Ввод данных в таблицу».
Практическая работа: «Форматирование таблицы(изменение размеров строк и столбцов, изменение размеров таблицы, выравнивание текста в ячейке, заливка таблиц)».
Практическая работа: «Вставка и удаление столбцов и строчек. Объединение ячеек».
Тема 2.3. Электронная таблица – программа Microsoft Excel, её назначение.
Знакомство с программой Microsoft Excel, ее особенности и назначение. Создание электронной таблицы.
Практическая работа: «Создание и редактирование электронных таблиц».
Тема 2.4. Основные приемы работы с книгами и рабочими листами.
Структура рабочей книги. Ввод информации в ячейки. Автоматизация работы с электронными таблицами.
Практическая работа: «Работа с рабочей книгой и рабочими листами Excel».
Тема 2.5. Формулы и функции в Excel.
Построение формул. Ссылки на другие ячейки. Назначение функций и формул. Категории функций: математические, статистические, логические.
Практическая работа: «Работа с формулами».
Практическая работа: «Использование различных категорий функций в документе Excel. Работа с функциями».
Тема 2.6. Основы работы со списками.
Список в Excel . Фильтры: назначение и возможности. Использование фильтров для работы со списками. Условное форматирование.
Практическая работа: «Создание и редактирование списка в Excel».
Практическая работа: «Использование фильтров в Excel».
Тема 2.7. Сравнение таблиц в программах Word и Excel.
Создание таблиц в документах Word и Excel. Вставка таблицы из документа Excel в документ Word. Выявление сходства и различия между двумя типами таблиц разных документов.
Тема 2.8. Заключительное занятие по разделу.
Обобщение полученных знаний по разделу «Таблицы».
Практическая работа: «Комбинированная работа с использованием Word и Excel».

Раздел III: ПРЕЗЕНТАЦИЯ MICROSOFT POWER POINT
Тема 3.1. Знакомство с программой Power Point.
Назначение программы Power Point. Понятие презентации. Образцы презентации.
Тема 3.2. Основные этапы создания презентации.
4 этапы создания презентации: выбор темы презентации; создание сценария и качество представляемых услуг в процессе работы; компоновка текстового, графического и видеоматериалов, возможность управления презентацией; запуск презентаций в наиболее выгодном и удобном режиме.
Тема 3.3. Начало работы в Power Point. Главное окно.
Запуск Power Point. Элементы окна программы Power Point. Панели инструментов. Режимы просмотра Power Point.
Практическая работа:  «Знакомство с программой Power Point».
Тема 3.4. Создание презентации.
Создание новой презентации. Мастер автосодержания. Шаблоны оформления, их использование. Открытие и сохранение презентации. Примеры презентаций.
Практическая работа: «Создание презентации с помощью Мастера Автосодержания». 
Практическая работа:  «Создание презентации по шаблону оформления».
Тема 3.5. Работа со слайдами.
Перемещение, добавление, удаление слайдов. Настройка смены слайдов. Ввод и редактирование текста. Местозаполнители: изменение размера местозаполнителя, изменение его месторасположения, установка свойств. Вставка и редактирование изображения. Перекрашивание рисунка в соответствии с его цветовой схемой. Изменение положения импортированного рисунка на слайде.
Практическая работа: «Смена слайдов для презентации».
Практические работа: «Ввод текстовой информации».
Практическая работа:  «Вставка и редактирование изображений».

Тема 3.6. Вставка диаграмм и таблиц, звука и видео.
Вставка диаграммы в презентацию. Выбор типа диаграммы. Работа с оформлением диаграммы: изменение цветов, узоров, линий, заливок и границ; добавление заголовка к диаграмме или оси; изменение текста и данных в диаграмме. Добавление организационной диаграммы. Вставка объекта. Добавление таблицы. создание простой таблицы. Вставка звука и видео.
Практическая работа: Работа по карточкам
Тема 3.7. Анимация объектов.
Понятие анимации. Настройка анимации. Работа с объектами анимации.
Практическая работа: «Настройка анимации для слайдов созданной презентации».
Тема 3.8. Управляющие кнопки и гиперссылки.
Понятие гиперссылки, ее назначение. Порядок оформления гиперссылок. Создание, изменение и удаление гиперссылок.
Управляющие кнопки: порядок установки управляющих кнопок на слайд; добавление управляющих кнопок в презентацию.
Практическая работа: «Добавление гиперссылки в презентацию».
Практическая работа: «Создание гиперссылки на определенный слайд в другой презентации».
Практическая работа: «Добавление управляющих кнопок в презентацию».
Тема 3.9. Сохранение презентации. Демонстрация презентаций. Расширенные возможности Power Point.
Сохранение презентации  различными способами. Демонстрация презентаций. Создание образца слайда, создание собственного фона. Применение к слайду стандартного форматирования образца.
Практическая работа: «Сохранение презентации всеми способами».
Практическая работа: «Демонстрация презентаций».
Практическая работа: «Работа над созданием фона слайда».

Тема 3.10. Итоговое занятие по подготовке презентаций.
Тест для самоконтроля по теме «Создание презентаций в среде Power Point». Знакомство с правилами подготовки и защиты проектов. Требования к презентации. Рекомендации по оформлению проектов.
Практическая работа: Тест для самоконтроля по теме «Создание презентаций в среде Power Point».
Практическая работа: «Создание проекта «Моя презентация»».
Тема 3.11. Защита проектов.
Критерии оценки презентации. Объяснение правил защиты и оценивания. Выступления учащихся.
Практическая работа: Защита проектов.

Раздел IV: КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Тема 4.1. Введение в графику.
Растровая и векторная графика. Назначение графических редакторов.
Тема 4.2. Программа Adobe Photoshop. Настройка системы.
Знакомство с возможностями и особенностями программы Adobe Photoshop. Виды и форматы изображений. Особенности растровых изображений. Параметры растровых изображений.
Тема 4.3. Знакомство с интерфейсом программы Adobe Photoshop. Сканирование изображений.
Окно редактора Adobe Photoshop. Панель инструментов. Панель управления. плавающие палитры. Работа с документами.
Практическая работа: «Открытие и закрытие программы».
Практическая работа: «Сохранение документа».
Практическая работа: «Работа с холстом и окном документа».
Тема 4.4. Способы выделения областей изображения. Редактирование и трансформирование.
Инструменты выделения. Способы выделения: выделение прямоугольником, многоугольником, овалом, вертикальной и горизонтальной линией; управляемое выделение, выделение «от руки», выделение «магнитом», выделение по цветовому образцу.
Практическая работа: «Работа с многообразием инструментов выделения».
Тема 4.5. Техника выделения областей изображения. Действия с выделенной областью.
Настройка панели параметров инструментов выделения. 4 режима выделения: обычный, суммирование, вычитание, пересечение.
Тема 4.6. Создание многослойного изображения. Работа со слоями.
Понятие «слой». Меню «Слои». Основные операции со слоями: удаление, копирование, перемещение. Эффекты слоя: создание тени, рельефности. Палитра Слои.
Практическая работа: «Работа со слоями изображения».
Тема 4.7. Создание монтажа и коллажа в многослойных изображениях.
Понятия «монтаж» и «коллаж». Создание монтажа изображений. Создание коллажа.
Практическая работа: «Создание и работа с монтажом».
Практическая работа: «Создание и работа с коллажом изображения»
Тема 4.8. Текстовый слой. Создание заголовков.
Свойства текстового слоя. Настройка параметров инструмента ТЕКСТ. Выбор цветы для заливки текста.
Практическая работа: «Создание текста в документе Adobe Photoshop, редактирование текста».
Тема 4.9. Фильтры.
Фильтр: понятие, назначение. Группы фильтров: художественные, декоративные,  искажение.
Практическая работа: «Применение фильтров для выделенных областей рисунка».
Тема 4.10. Создание и защита творческой работы.
Требования к творческой работе учащихся. Критерии оценивания работы.
Практическая работа: «Выполнение и защита творческой работы».

Раздел V: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема 5.1. Итоговое занятие.
Повторение полученных знаний и навыков по разделам IV. Подведение итогов работы  2 года обучения.


Литература
для педагога:

1.     Агеева, И.Д. Занимательные материалы по информатике. Методическое пособие. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240с.
2.     Гаевский, А.Ю. Информатика: Учеб. пособие. [Текст] – М.: «Гамма Пресс 2000», 2004. – С. 33 - 118.
3.     Журин, А.А. Самоучитель работы на компьютере. Компьютер для всей семьи. [Текст] - М.: «ЮНВЕС», 2006. – 544с.
4.     Журнал «ПК - просто!», [Текст] 2005 г, №1-5.
5.     Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. [Текст] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304с.
6.     Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: учебник/ под ред. Н.В. Макаровой. [Текст] – СПб.: Питер, 2006. – 160с.: ил.
7.     Кершан, Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности. [Текст] – М.: Мир, 1989. – 254с.
8.     Клейман, Т.М. Школы будущего: Компьютеры в процессе обучения. [Текст] – М.: Радио и связь, 1997.
9.     Коцюбинский, А.О. Рисунки на компьютере: Экспресс – курс. [Текст] – М.: Издательство ТРИУМФ, 2000. – 256с.: ил.
10.   Левин, А.Ш. Windows – это очень просто! [Текст] – СПб.: Питер, 2005. – 124с.: ил.
11.   Леготина, С.Н. Мультимедийная презентация. Компьютерная графика. 9 кл. [Текст] – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2006. -128с.
12.   Леонтьев, В.П. «Персональный компьютер». [Текст] - М.: ОЛМАПРЕСС,2001. - 225с.
13.   Молодцов, В.А., Рыжикова, Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 кл. [Текст] – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. – 352с.
14.   Мультимедийный обучающий комплекс «Мир информатики» (1-2 и 3-4 года обучения). [CD-диск].
15.   Развитие личности школьника в условиях новых информационных технологий. [Текст] – М., 1991.
16.   Сафьянинов, П.С. Забавный компьютер. //Информатика и образование. [Текст] – 1993. №4.
17.   Сутирин, Б., Житомирский В. Компьютер в школе сегодня и завтра. //Народное образование/ [Текст] -1986. - №3. – С 21-23.
18.   Хребтов, В.А. Понятия и определения: Информатика / Словарик школьника. [Текст] – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64с.
19.   Чечельницкий, А.В. Десятипальцевый набор на клавиатуре. [Текст] – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 48с.: ил.
20.   Энциклопедия ученика, студента, учителя «Персональный компьютер 2003». [Текст] - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 920с.


Литература
для обучающихся:

1.     Воловик, В.А. Секреты компьютера для девочек. [Текст] – М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2000. – 208с.
2.     Детская энциклопедия от «А» до «Я». [Текст] - М.: Феникс, 2002. - 554с.
3.     Журнал «ПК - просто!», [Текст] 2005 г, №1-5.
4.     Леонтьев, В.П. «Персональный компьютер». [Текст] - М.: ОЛМАПРЕСС,2001. - 225с.
5.     Мультимедийный обучающий комплекс «Мир информатики» (1-2 и 3-4 года обучения).  [CD-диск].
6.     Хребтов, В.А. Понятия и определения: Информатика / Словарик школьника. [Текст] – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64с.
7.     Энциклопедия ученика, студента, учителя «Персональный компьютер 2003». [Текст] - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 920с. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий