вторник, 28 февраля 2012 г.

Практика Внеклассная работа



Кемеровский педагогический колледж














Рабочая программа
педагогической практики           Внеклассная работа
для специальности 050010         Педагог дополнительного образования в области технического творчества с дополнительной подготовкой по радиоэлектронике и компьютерным технологиям




















Кемерово 2012


РЕКОМЕНДОВАНО

научно-методическим советом Кемеровского педагогического колледжа

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к мини­муму содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 050010 Педагогика дополнительного образования

















Составитель: Дубовцов А. А.






Рецензенты:


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….4
Примерное содержание практики……………………………………………....6
Список литературы……………………………………………………………..11
Приложения……………………………………………………………………..12


Пояснительная записка

Существенную роль в профессиональной подготовке педагога дополнитель­ного образования в области технического творчества играет практика «Внеклассная ра­бота». В соответствии с учебным планом по специальности 0317 «Педагогика до­полнительного образования» педагогическая практика «Внеклассная работа» проводится в III семестре в течение 18 не­дель.

Целью практики является активное включение студентов в профессиональ­ную деятельность, в процессе которой формируются первоначальные умения по организации воспитательно-образовательного процесса (ВОП) в учреждениях дополнительного образования (УДО) по компьютерному направ­лению.
В процессе педагогической практики решаются следующие задачи:
§  ознакомление студентов со спецификой организации и реализации ВОПа по компьютерному направлению в УДО (задачи, содержание, формы работы);
§  овладение студентами умениями планировать и организовывать работу дет­ских творческих объединений,  реализующих  содержание компьютерного направления;
§  овладение умениями и навыками организации и реализации учебных занятий, как основной формы педагогического процесса в дополнительном образова­нии (ДО);
§  формирование умений изучать личность и коллектив воспитанников детских
творческих объединений (ДТО) и принимать участие в организации жизнедея­тельности детского коллектива;
§  обучение творческому применению на практике знаний, полученных в ходе
изучения дисциплин, психолого-педагогического цикла, спецдисциплин по
подготовке педагога дополнительного образования в области компьютерного творчества.

В процессе проведения учебных занятий студенты осуществляют следующие виды деятельности:
§  знакомство и изучение системы работы руководителя ДТО;
§  изучение особенностей коллектива и личности в условиях ДТО (интерес, склонности, возможности), проектирование педагогической деятельности  с учётом этих результатов;
§  разработка и проведение разных типов учебных занятий по компьютерному направлению;
§  разработка и оформление планов-конспектов учебных занятий ДТО;
§  наблюдение и анализ различных типов учебных занятий ДТО;
§  изготовление наглядных пособий;
§  ведение документации.
В ходе практики студенты должны овладеть следующими умениями:
§  проводить наблюдение за деятельностью педагога ДО и анализировать её по
предложенному плану;
§  анализировать психолого-педагогические и методические аспекты учебного занятия ДТО;
§  отбирать различные формы воспитательной работы с ДТО в соответствии с задачами воспитания и развития;
§  планировать ВОП с учётом интересов воспитанников, их познавательных потребностей и задач данного ДТО;
§  составлять план-конспект учебного занятия;
§  изготавливать наглядные пособия для учебных занятий;
§  работать с методической и специальной литературой, подбирать материал к занятиям из дополнительных источников;
§  вести документацию по практике «Внеклассная работа»;
§  отбирать наиболее эффективные формы, методы и приёмы организации учеб­ной и воспитательной работы с детьми.

Студенты, обучающиеся по специальности 050010 «Педагогика дополнитель­ного образования», приобретают опыт организации и проведения разных форм учебной деятельности по компьютерно-информационному воспитанию и развитию детей.
Практика «Внеклассная работа» является одним из звеньев в системе прак­тической подготовки будущего педагога дополнительного образования в области технического творчества. Она носит обучающий характер: дополняет и обобщает теоре­тическую подготовку студентов по компьютерному творчеству и методике преподавания компьютерных технологий, даёт возможность для закрепления и углубления полученных знаний.
Прохождение практики осуществляется по овладению умениями организационной деятельностью кружков по направлению «Компьютерная грамотность», (направления могут меняться в зависимости от интереса и возможностей студентов).
Практика проводится в усложнённом варианте в форме орга­низации деятельности ДТО специализированного уровня (кружка или факультатива).
В ходе практики студенты разрабатывают и проводят фрагменты и отдель­ные занятия под руководством педагога дополнительного образования и руково­дителя практики.
Практика «Внеклассная работа», формируя у студентов умения и навыки по организации и проведению занятий разных видах ДТО, готовит их к следующему виду педагогической практики - пробные занятия в ДТО.
Практика завершается дифференцированным зачётом, для получения кото­рого студенты предоставляют:
§  письменный отчёт о проделанной работе;
§  дневник практики с анализом посещённых учебных занятий;
§  конспекты самостоятельно разработанных проведённых учебных занятий;
§  наглядный материал к учебным занятиям.
Программа содержит ряд приложений, которые даются в помощь студентам.


Примерное содержание практики

Основные на­правления работы

Виды работ

Формируемые умения и навыки

Календарные сроки

Содержание учебной инфор3мации
Самостоятельная работа

Подготовка к
практике





1) Подготовка базы
практики
2) Встреча с администрацией и руководи­телями ДТО
3) Согласование работы руководителей ДТО
Установочная конференция: задачи практики, содержание и форма организации практики, документация.







Создание мотивации
психолого-педагогической настроенности на позитивный результат.
1 неделя




















Оформление
дневника.



Групповая кон­сультация №1



1 . Планирование и ор­ганизация кружковой работы. Составление плана работы кружка.

2. Методика проведения кружковых заня­тий. Составление плана-конспекта занятия кружка
Анализировать свои возможности, проек­тировать свою дея­тельность и деятельность детей.


2 неделя




3 неделя


Требование к программам, ме­тодика их состав­ления.



Составление картотеки мето­дической и педа­гогической литературы.


Самостоятельная
работа










1. Проектирование наглядной рекламы кружка.
Рекламирование своего кружка.
2. Подбор необходимого методического и наглядного материала к занятиям.
3. Разработка вариантов организационного занятия
Художественно-прикладные и оформительские умения.
Способность саморекламирования, убеждения.
Креативные умения в
подготовке к деятельности.
Проектировочные
умения конкретного вида занятий
4 неделя











Требования к рек-
ламе, формы рек-
ламы.
Способы вовлечения детей в
кружки.



Требования к плану и содержанию организационного занятия
Подбор материала для вводной беседы к каждому занятию. Разработка и изготовление
наглядности.
Составление конспекта.



Знакомство с учреждением дополнительного образования







Знакомство с кружковцами, проведение совместных игр на знакомство. Реклама кружка.



Умение слушать, отбирать необходимую информацию, коммуникативные умения.

Коммуникативные и организационные умения.

Педагогическая зоркость, аналитические умения.
5 неделя











История, специфика, традиции, педагогический коллектив, материальная база, системное самоуправление.
Личностные качества, способность к взаимодействию со старшими.
Методика и содержание занятия.
Подбор игр для знакомства.













Организация дея­тельности и управления дет­ским кружком











1. Проектирование занятий кружка, подготов­ка необходимого оборудования и нагляд­ных пособий.
2. Консультирование по содержанию и технологии проведения за­нятий (по плану круж­ка) с применением различных форм и видов занятий:
- журнал;
- игра «Узнай по описанию»
- конкурс;
- экскурсия;
- творческая игра;
- беседа с использованием иллюстративного материала.
1. Проведение занятий кружка.
2. Самоанализ.


1.Наблюдение занятий кружков студентов-коллег и их анализ
Конструктивные уме­ния.



Умение слушать и за-
давать вопросы.














Умение осуществлять педагогическое руководство и анализировать свою деятель­ность.
Развитие педагогической наблюдательности, умение анализировать чужую деятельность.
6 неделя




















7-16 неделя (9 недель)

Содержание заня­тия, необходимое оборудование технологии проведения.
Требования к проведению занятия, в соответст­вии с выбранной формой.












Содержание заня­тий, виды дея­тельности детей,
технология про­ведения занятий.
Содержание занятий, технология записи наблюдений, схема анализа, требования к методике анализа.
Подбор мате­риала для прове­дения различных форм и видов занятий (по пла­ну)













Завершение рабо­ты
Подготовка и прове­дение итогового заня­тия кружка, и его ана­лиз.

Подготовка отчета по практике.
Итоговая конферен­ция.
Умение проводить завершающее заня­тие, подводить детей к самоанализу.

Умение оформлять документацию, под­водить итог своей деятельности.
17 неделя




18 неделя
Методики и фор­мы проведения итогового заня­тия.
Подготовка к итоговому заня­тию. Подготовка к итоговой конференции.


Приложение №1
Задачи кружка
1.     Развитие информационной культуры детей.
2.     Ознакомление с возможностями ПК.
3.     Повышение навыков работы с современным программным обеспечением.
4.     Развитие творческого начала (создание новогодней открытки).

Примерный тематический план
кружка «Компьютерная грамотность»


Название тем
Количество часов
теория
практика
всего
1 . Вводное занятие
2

2
2. Понятие о персональных ЭВМ. История развития вычислительной техники.
2

2
3. Устройства персональных ЭВМ. Основные понятия.
1
1
2
4. Операционная система «Windows».
2
4
6
5. Графический редактор «Paint».
2
8
10
6. Текстовый редактор «MS Word»
2
10
12
7. Итоговое занятие.
2

2
ИТОГО:
13
23
36


Приложение №2

Структура учебного занятия

Вариант I
Дата:
Место проведения:
Руководитель ДТО:
Руководитель практики:
Тема:
Цель:
Задачи:
-  образовательная;
-  развивающая;
-  воспитательная.
Оформление доски (кабинета).
Литература:
Ход занятия
1.  Организация учащихся на занятия
2.  Сообщение темы и задач занятия
3.  Повторение раннее изученного материала. Вводная беседа
4.  Подготовка к практической работе. Вводный инструктаж
5.  Практическая работа. Текущий инструктаж
6.  Подведение итогов занятия


Вариант II
Дата:
Место проведения:
Руководитель ДТО:
Руководитель практики:
Тема:
Цель:
Задачи:
-  образовательная;
-  развивающая;
-  воспитательная.
Оформление доски (кабинета).
Литература:
Ход занятия
1.    Организация учащихся на занятия.
2.    Объявление темы и цели занятия.
3.    Обобщение знаний и совершенствование умений полученных на уро­ках.
4.    Формирование новых знаний и умений.
5.    Практическая работа.
6.    Подведение итогов занятия.


Вариант III
Дата:
Место проведения:
Руководитель ДТО
Руководитель практики:
Тема:
Цель:
Задачи:
-   образовательная;
-   развивающая;
-   воспитательная.

Оформление доски (кабинета).
Литература:
Ход занятия
1.     Организация учащихся на занятия
2.     Постановка темы и цели занятия
3.     Повторение, обобщение и систематизация ранее изученного материала
4.     Вводный инструктаж
5.     Самостоятельная творческая практическая работа
6.     Выставка. Подведение итогов занятия


Приложение №3

Примерная схема самоанализа учебного занятия

I этап - запланированный ход занятия.
Студент в общих чертах излагает намеченную программу действий для достижения поставленных задач, обосновывает задуманную структуру заня­тия, логику переходов от одного этапа к другому.
IIэтап - реальный ход занятия.
Студент сравнивает запланированный ход занятия с его реальным тече­нием, анализирует причины отступлений от первоначального замысла, обос­новывает достижения и неудачи. Можно опираться на следующие вопросы:
1.     Что из задуманного удалось осуществить лучше всего?
2.     Какие моменты на занятии оказались неожиданными?
3.     Насколько успешно удалось сориентироваться в неожиданной ситуа­ции?
4.     Какие выводы можно сделать для последующей работы?
5.     Все ли вопросы и задания, обращенные к деталям, были грамотно и
четко сформулированы?
6.     Заметил ли практикант свои ошибки?
7.     Что не удалось и почему (произошло отступление от запланирован­ных действий или были какие-то другие причины)?
8.     Выполнены ли поставленные задачи? Из каких фактов можно сделать
заключение об этом?
9.     Что бы уже сейчас хотелось изменить?



Приложение №4

Схема анализа учебного занятия
(для руководителей ДТО)

I. Организационный аспект.
-   выполнение намеченного плана занятия;
-   эффективность и целостность использования наглядности;
-   реализация основных психологических и гигиенических требований;
-   наличие взаимодействия с детьми;
-   уровень педагогического и методического мастерства (организация целостного пространства занятия);
-   оформление необходимой для занятия документации;
-   рациональность использованного времени;
-   педагогическая культура;
-   техника безопасности;
-   личностные качества педагога (речь, внешний вид, манера держаться, образность, эмоциональность и др.).

II. Воспитательный аспект.
-   нравственное и мировоззренческое направление личности;
-   формирование культуры поведения;
-   интеллектуальное и общефизическое развитие детей;
-   соблюдение принципа связи с жизнью;
-   эстетическое воздействие занятия на воспитанников;
-   оптимальное использование воспитательных возможностей;
-   стиль педагогического общения – воспитывающее влияние личности педагога.

III. Обучающий аспект.
-   реализация принципа научности;
-   реализация принципа наглядности;
-   реализация принципа системности;
-   реализация принципа доступности;
-   связь теории с практикой;
-   подбор методов, приемов, видов работы, т.е. выбор оптимальных и эффективных моделей занятия;
-   оценка в целом продуктивности занятия.

IV. Развивающий аспект.
-   уровень познавательной активности обучающихся;
-   наличие интереса к занятию;
-   степень самостоятельности;
-   навыки конкретной деятельности;
-   навыки самоорганизации;
-   уровень коллективной работы;
-   перспективы развития эффективности занятия.






Приложение №5

Содержание дневника

1.      Титульный лист
2.      Цель и задачи практики
3.      Профессиональные умения
4.      Права и обязанности практиканта
5.      Название ДТО, расписание занятий
6.      Список обучающихся ДТО.
7.      Структурная схема учебных занятий
8.      Форма протокола
9.      Примерная схема самоанализа и анализа
10. Планы - конспекты разработанных учебных занятий
11. Протоколы самоанализов и анализов проведенных занятий
12. Содержание и анализ просмотренных занятий
13. Календарно-тематический план ДТО
14. Творческий отчет.


Приложение №6
Образец титульного листа
ДНЕВНИК
педагогической практики
«Внеклассная работа»
студентки(а)_______________________ курса                  группы
Кемеровского педагогического колледжа
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество в родительном падеже)

сроки практики день практики_______________________________
место практики____________________________________________
руководитель ДТО_________________________________________
руководитель практики_____________________________________
2011-2012 уч. год

Образец календарно-тематического плана

Дата   

 Тема
Основные виды деятельности
Самостоятельная
работа





Комментариев нет:

Отправить комментарий