понедельник, 26 декабря 2011 г.

Методика использования современных средств обучения на занятиях по компьютерным технологиям


      Характеристики и функции современных средств обучения (ССО). Современные средства обучения уже довольно давно вошли в наши образо­вательные учреждения и во второй половине XX века получили широ­кое распространение. Накоплен интересный практический опыт, разработаны научные основы их применения.
Использование ССО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, помогает создавать проблемные ситуации и органи­зовывать поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обуче­ния, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и диф­ференцирует учебный процесс.
Эффективность использования ССО определяется тремя взаимосвязанны­ми аспектами: техническим, методическим, организационным.
Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ССО, используемых для передачи информации учащимся, обрат­ной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации само­стоятельных занятий, обработки и документирования информации.
Методическое обеспечение - необходимая методическая подготовка и разработка дидактических материалов с соблюдением эргономических и пси­холого-педагогических требований с обоснованным расширением областей их применения.
Большое значение имеет организационное обеспечение ССО в образова­тельных учреждениях:  их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования.
Условно выделяются три уровня использования ССО: эпизоди­ческий, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне ССО ис­пользуются учителем от случая к случаю, систематический позволяет значи­тельно расширить объем изучаемой информации и разнообразие её представле­ния для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ССО в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практиче­ски непрерывное сопровождение изложения материала современными средствами обучения на протяжении всего занятия или значительной его части.
Современные средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в воспитательно-образовательном процес­се для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
ССО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и ди­дактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Функции ССО в воспитательно-образовательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно ус­ловно. Не все функции могут быть присущи тому или иному ССО в полном объеме.
Первая из функций ССО - коммуникативная, которая заключается в передаче информа­ции; вторая - управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов; третья - кумулятивная, т. е. функция хранения, документирования и систематизации учебной и учебно-методической информации, которые осуществляются через ком­плектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий; четвертая - научно-исследовательская - связана с преобразованием получаемой учащимися с помощью ССО информации с исследовательской це­лью, а также с поиском вариантов использования  современных средств обучения и воспитания педагогом, с моделированием содержания и форм подачи информа­ции.
В англоязычных источниках ССО называют аудиовизуальными средства­ми, которые делятся на жесткие и мягкие. К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грам­пластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кино­фильмы.
Классификация современных средств обучения. Классифицировать ССО сложно в силу разнообразия их устройства, функ­циональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации по:
- функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);
- принципу устройства и работы;
- роду обучения;
- логике работы;
- характеру воздействия на органы чувств;
- характеру предъявления информации.
           По функциональному назначению ССО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обу­чения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют современные средства обучения, совмещающие функции различного назначения - комбини­рованные.
Современные средства передачи информации. Отличительной особенностью этих технических устройств является пре­образование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
Современные средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала.
Современные средства обучения и самообучения обеспечивают предъяв­ление учебной информации обучаемым по определенным программам, зало­женным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний.
Тренажерные технические средства - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования перво­начальных умений и навыков. Особенно широ­ко используются в процессе обучения техническим специальностям.
Вспомогательные технические средства объединяют средства малой ав­томатизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей.  Вспомогательные ССО столь же важны в учебном процессе, как и основные, которые при их отсутствии могут быть менее эффективны.
          По принципу устройства и работы ССО бывают механические, электро­механические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинирован­ные.
По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.
По логике работы ССО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.
По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ССО.
По характеру предъявления информации ССО можно разделить на эк­ранные, звуковые и экранно-звуковые.
К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функ­циональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.
Функциональные - способность аппаратуры обеспечивать необходимый режим работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет, достаточная для проведения занятия с минимумом перезаря­док; универсальность прибора).
Педагогические - соответствие возможностей технического средства тем формам и методам воспитательно-образовательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.
Эргономические - удобство и безопасность эксплуатации; минимальное ко­личество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удоб­ство осмотра, ремонта, транспортирования.
Эстетические - гармония формы (наглядное выражение назначения, мас­штаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.
Экономические - относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.
Психологические особенности использования ССО. Современные средства обучения повысят результативность воспитательно-образовательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хо­рошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.
Некоторые учителя на одном уроке применяют самые разнообразные ССО: звукозаписи, кинокольцовки, слайды, диапроекцию и т. д. Результативность обучения у таких учителей неадекватна затрачиваемым усилиям. Неправильное использование ССО в процессе воспитания и обучения объясняется, прежде всего, незнанием психологических осо­бенностей обучающихся или неумением их применять в воспитательно-образовательном процессе.
Большую роль ССО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, созда­вая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материа­ла, систематизировать изученный материал.
Значительна роль ССО и на этапе применения знаний: существуют специ­альные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков.
Особенно важно учитывать эмоциональное воздействие современных средств обучения. Если учителю важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. ССО помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как, используя наглядные пособия, можно дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рас­суждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда дос­тигается словесными методами.
Таким образом, ССО обладают огромным потенциалом для формирования по­ложительной мотивации на учение, снятия зажатости и ряда комплексов, ме­шающих ребенку учиться, которые не устраняются в процессе прямого общения с педагогом.
Организуя работу, учитель должен учитывать нагрузку экранно-звукового средства как источника информации, возможность учащегося усваи­вать передаваемую информацию. Сложную и очень объемную информацию, превышающую диапазон детского восприятия, учащийся не сможет перерабо­тать и в результате не получит никакой информации. Хорошо усваивается ин­формация тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между со­держанием пособия и возможностями его восприятия.
Сложным и пока мало разработанным является вопрос о психологических особенностях взаимодействия человека с машиной в условиях использования компьютера как средства обучения и воспитания. Диапазон компьютерных программ очень широк: от простейших программ, предназначенных для пере­дачи определенной информации или закрепления навыков, до интеллектуаль­ных обучающих систем, осуществляющих рефлексивное управление обуче­нием, ведущих диалог с обучаемым на языке, близком к естественному, и по мере накопления опыта совершенствующих стратегию обучения. Компьютер­ное обучение имеет много преимуществ перед традиционными ССО, особенно в психологическом плане, как уже говорилось выше.
         Дидактические основы использования современных средств обучения.
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и способов изложения материала, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные современные средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:
- являются источником информации;
- рационализируют формы преподнесения учебной информации;
- повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
- организуют и направляют восприятие;
-  обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознатель­ность;
-  наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам уча­щихся;
- формируют эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;
- усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
-  делают доступным для учащихся такой материал, который без ССО недосту­пен;
-  активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют созна­тельному усвоению материала, развитию мышления, пространственного вооб­ражения, наблюдательности;
-  являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля зна­ний;
- иллюстрируют связь теории с практикой;
-  создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического про­цесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
- экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотне­ния учебной информации и ускорения темпа ее усвоения.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенно­стям ССО, к которым относятся:
а)  информационная насыщенность;
б)  возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
в)  возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
д) реальность отображения действительности;
е) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная на­сыщенность.
Применительно к ССО необходимо отметить такие принци­пы, как принцип меры и принцип комплексного характера их использования.
Разнообразные и неиссякаемые возможности ССО и НИТО у ряда учителей порождают увлечение ими, и тогда эти средства превращаются в самоцель. Все хорошо в меру - правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать вторым «золотым правилом» воспитания и обучения. Любое самое ве­ликолепное средство или метод обречены на провал, если учитель или воспита­тель теряет чувство меры в их использовании.
Высокая информационная емкость дидактических материалов для ССО и компьютерных программ не должна идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации учащимися. Существует оптимальная информационная емкость восприятия, превышение которой неизбежно приведет к снижению ка­чества усвоения учебного материала, и вследствие этого значительная часть информации останется неусвоенной. Поэтому беспредельно увеличивать ин­формационную насыщенность педагогического процесса с помощью ССО нель­зя.
Эффективность современных средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным воспитательно-образовательным целям, задачам, специ­фике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.

Список литературы

1.  Ватаманюк, А. И. Железо ПК. Трюки и эффекты / А. И. Ватаманюк. - СПб.: Питер, 2005. – З68 с.: ил.
2.  Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительно­го образования: учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. образования / В. П. Голованов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
3.  Кенин, A. M. IBM PC для пользователей, или как научиться работать на компьютере: научно-популярное издание / А. М. Кенин. - Екатеринбург: АРДЛТД, 1997. – 496 с.
4.  Могилев, А. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. вузов / А. В. Могилев. - М.: Академия, 2002. – 608 с.
5.  Немнюгин, С. А.Турбо Паскаль / С. А. Немнюгин. - СПб.: Питер, 2003. – 492 с.: ил.
6.  Фигурнов, В. Э. IBM для пользователя. Краткий курс / В. Э. Фигурнов. - М.: ИНФА-М, 2003. – 480 с.: ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий