Характеристики и функции современных средств обучения (ССО). Современные средства обучения уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и во второй половине XX века получили широкое распространение. Накоплен интересный практический опыт, разработаны научные основы их применения.
Использование ССО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, помогает создавать проблемные ситуации и организовывать поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.
Эффективность использования ССО определяется тремя взаимосвязанными аспектами: техническим, методическим, организационным.
Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ССО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации.
Методическое обеспечение - необходимая методическая подготовка и разработка дидактических материалов с соблюдением эргономических и психолого-педагогических требований с обоснованным расширением областей их применения.
Большое значение имеет организационное обеспечение ССО в образовательных учреждениях: их обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования.
Условно выделяются три уровня использования ССО: эпизодический, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне ССО используются учителем от случая к случаю, систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие её представления для восприятия, когда учитель продуманно и последовательно включает ССО в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала современными средствами обучения на протяжении всего занятия или значительной его части.
Современные средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в воспитательно-образовательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
ССО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Функции ССО в воспитательно-образовательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи тому или иному ССО в полном объеме.
Первая из функций ССО - коммуникативная, которая заключается в передаче информации; вторая - управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов; третья - кумулятивная, т. е. функция хранения, документирования и систематизации учебной и учебно-методической информации, которые осуществляются через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий; четвертая - научно-исследовательская - связана с преобразованием получаемой учащимися с помощью ССО информации с исследовательской целью, а также с поиском вариантов использования современных средств обучения и воспитания педагогом, с моделированием содержания и форм подачи информации.
В англоязычных источниках ССО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие и мягкие. К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.
Классификация современных средств обучения. Классифицировать ССО сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации по:
- функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);
- принципу устройства и работы;
- роду обучения;
- логике работы;
- характеру воздействия на органы чувств;
- характеру предъявления информации.
По функциональному назначению ССО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют современные средства обучения, совмещающие функции различного назначения - комбинированные.
Современные средства передачи информации. Отличительной особенностью этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
Современные средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала.
Современные средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний.
Тренажерные технические средства - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.
Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей. Вспомогательные ССО столь же важны в учебном процессе, как и основные, которые при их отсутствии могут быть менее эффективны.
По принципу устройства и работы ССО бывают механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.
По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.
По логике работы ССО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.
По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ССО.
По характеру предъявления информации ССО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые.
К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.
Функциональные - способность аппаратуры обеспечивать необходимый режим работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора).
Педагогические - соответствие возможностей технического средства тем формам и методам воспитательно-образовательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.
Эргономические - удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.
Эстетические - гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.
Экономические - относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.
Психологические особенности использования ССО. Современные средства обучения повысят результативность воспитательно-образовательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.
Некоторые учителя на одном уроке применяют самые разнообразные ССО: звукозаписи, кинокольцовки, слайды, диапроекцию и т. д. Результативность обучения у таких учителей неадекватна затрачиваемым усилиям. Неправильное использование ССО в процессе воспитания и обучения объясняется, прежде всего, незнанием психологических особенностей обучающихся или неумением их применять в воспитательно-образовательном процессе.
Большую роль ССО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
Значительна роль ССО и на этапе применения знаний: существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков.
Особенно важно учитывать эмоциональное воздействие современных средств обучения. Если учителю важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. ССО помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как, используя наглядные пособия, можно дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словесными методами.
Таким образом, ССО обладают огромным потенциалом для формирования положительной мотивации на учение, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться, которые не устраняются в процессе прямого общения с педагогом.
Организуя работу, учитель должен учитывать нагрузку экранно-звукового средства как источника информации, возможность учащегося усваивать передаваемую информацию. Сложную и очень объемную информацию, превышающую диапазон детского восприятия, учащийся не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. Хорошо усваивается информация тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием пособия и возможностями его восприятия.
Сложным и пока мало разработанным является вопрос о психологических особенностях взаимодействия человека с машиной в условиях использования компьютера как средства обучения и воспитания. Диапазон компьютерных программ очень широк: от простейших программ, предназначенных для передачи определенной информации или закрепления навыков, до интеллектуальных обучающих систем, осуществляющих рефлексивное управление обучением, ведущих диалог с обучаемым на языке, близком к естественному, и по мере накопления опыта совершенствующих стратегию обучения. Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными ССО, особенно в психологическом плане, как уже говорилось выше.
Дидактические основы использования современных средств обучения.
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и способов изложения материала, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные современные средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:
- являются источником информации;
- рационализируют формы преподнесения учебной информации;
- повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
- организуют и направляют восприятие;
- обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;
- наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;
- формируют эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;
- усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
- делают доступным для учащихся такой материал, который без ССО недоступен;
- активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
- являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
- иллюстрируют связь теории с практикой;
- создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
- экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа ее усвоения.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ССО, к которым относятся:
а) информационная насыщенность;
б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
д) реальность отображения действительности;
е) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Применительно к ССО необходимо отметить такие принципы, как принцип меры и принцип комплексного характера их использования.
Разнообразные и неиссякаемые возможности ССО и НИТО у ряда учителей порождают увлечение ими, и тогда эти средства превращаются в самоцель. Все хорошо в меру - правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать вторым «золотым правилом» воспитания и обучения. Любое самое великолепное средство или метод обречены на провал, если учитель или воспитатель теряет чувство меры в их использовании.
Высокая информационная емкость дидактических материалов для ССО и компьютерных программ не должна идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации учащимися. Существует оптимальная информационная емкость восприятия, превышение которой неизбежно приведет к снижению качества усвоения учебного материала, и вследствие этого значительная часть информации останется неусвоенной. Поэтому беспредельно увеличивать информационную насыщенность педагогического процесса с помощью ССО нельзя.
Эффективность современных средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным воспитательно-образовательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.
Список литературы
1. Ватаманюк, А. И. Железо ПК. Трюки и эффекты / А. И. Ватаманюк. - СПб.: Питер, 2005. – З68 с.: ил.
2. Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. образования / В. П. Голованов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
3. Кенин, A. M. IBM PC для пользователей, или как научиться работать на компьютере: научно-популярное издание / А. М. Кенин. - Екатеринбург: АРДЛТД, 1997. – 496 с.
4. Могилев, А. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. вузов / А. В. Могилев. - М.: Академия, 2002. – 608 с.
5. Немнюгин, С. А.Турбо Паскаль / С. А. Немнюгин. - СПб.: Питер, 2003. – 492 с.: ил.
6. Фигурнов, В. Э. IBM для пользователя. Краткий курс / В. Э. Фигурнов. - М.: ИНФА-М, 2003. – 480 с.: ил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий