воскресенье, 25 декабря 2011 г.

Методика использования игр в обучении


Игра - это метод обучения, требующий интенсивного участия обучаемых. Как правило, игре предшествует подготовка студентов, включающая теоретический курс и ряд практических занятий по отработке навыков решения задач. В игре задается сложная модельная реальность и тем самым создаются условия для:
- проверки качества усвоения учебного материала «за предела-
ми аудитории»;
- погружения студентов в нормы деятельности и общения.
Игра особенно эффективна в следующих случаях:
1) если участники впоследствии будут иметь дело с процесса­ми, которые необходимо заранее «проигрывать»;
2) когда у участников имеются необходимые знания для решения проблем;
3) если требуется повысить познавательную активность студентов недирективным способом;
4) когда есть необходимость в соединении индивидуальных и фрагментарных решений задач в комплексное и совместное решение проблемы;
5) когда учебный курс имеет пролонгированный характер.
На стадии разработки игры следует учитывать два основных аспекта данного метода: инструментальный, или содержательный (то есть решение практической проблемы), и социально-эмоциональный (социально-психологическая подготовка и сопровождение участников).
При планировании игры важно принимать во внимание характеристики аудитории: - возраст, пол, наличие стажа работы;
- открытость к инновациям - консервативность;
- ригидность - мобильность;
- включенность - невключенность;
- личностные особенности (инициативность, зависимость, деловая  хватка, демонстративность).
В структуре учебного процесса  с использованием игры необходимо выделить три основных этапа: подготовку, проведение игры и ее завершение и два вышеупомянутых аспекта (инструментальный и социально-эмоциональный).
Подготовка игры
1. С точки зрения инструментального аспекта можно выделить следующие существенные мероприятия:
- проектирование моделируемой ситуации и подготовка презентационных материалов;
- разработка технических заданий;
- планирование игры;
- прогнозирование изменений модели в зависимости от действий игроков.
2. Социально-эмоциональный аспект игры предполагает следующие виды деятельности преподавателя на этапе ее подготовки: - предварительное формирование игровых коллективов;
- определение познавательных и межличностных интересов
участников игры;
- предварительное распределение ролей.
Проведение игры
1. Инструментальный аспект:
- формулировка задания и раздача исходных материалов;
- обсуждение и постановка цели и задач;
- проработка материалов в подгруппах;
- анализ моделируемой ситуации и определение проблемы (в
подгруппах и на общей сессии);
- поиск решений, прогноз последствий (в подгруппах);
- принятие решения и разработка предложений по его реализации (в подгруппах);
- представление результатов на общей сессии и их обсуждение;
- обобщение результатов участниками и преподавателем.
2. Социально-эмоциональный аспект:
- формирование реальных игровых коллективов (подгрупп), распределение участников;
- установление определенного порядка, обеспечиваюшего, во-первых, принятие участниками правил игры, а во-вторых, применение санкций к нарушителям этих правил;
- обозначение игрового пространства и времени;
- создание соревновательной мотивации внутри игрового коллектива между командами или/и участниками;
- задание норм партнерского общения и обязательного соблюдения определенных правил поведения;
- обучение навыкам коллективной деятельности в ходе использования специальных методов: различного вида «мозговых штурмов», групповых дискуссий, пленумов;
- обеспечение динамики групповой самоорганизации: от пассивного реагирования к самостоятельной постановке групповых целей и их реализации в процессе постепенного перехода от игровых упражнений к выполнению содержательных заданий;
- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов среди участников игры.
Завершение игры
Особое внимание необходимо обратить на завершающую стадию игры. Выход из игры является таким же важным этапом, как и ее подготовка и проведение. Порой вывести участников из игры бывает значительно сложнее, чем создать игровую атмосферу. Это объясняется тем, что игра увлекает учащихся как некое особое событие, выходящее за рамки привычных учебных занятий. Поэтому завершение игры целесообразно проводить как в содержа­тельном (инструментальном), так и в эмоциональном плане.
В рамках инструментальной деятельности нужно провести обсуждение результатов и анализ действий участников; рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры.
В эмоциональном плане необходимо «разорвать» игровой контекст, дать возможность участникам вернуться к обычной реальности. Для этого можно использовать в том числе и средства символического выхода из игровой ситуации. Это могут быть различнoгo рода процедуры «прощания» с игрой и игровыми ролями.
Роли преподавателя в игре
Игра в учебном процесс е бросает своеобразный вызов не только слушателям, но и преподавателю. В ходе ее подготовки и проведения от педагога требуется немало собственных усилий, выводящих его за рамки привычного «учительского поведения». Практика проведения игр показывает, что преподавателю приходится выступать в качестве исполнителя целого ряда ролей. По аналогии со спортивными играми М. В.Кларин приводит некоторые из них [28].
«Инструктор». Роль, исполняемая на подготовительной стадии игры. Цель - передача правил игры, прогнозирование последcтвий игровых действий. Практика показывает, что инструктирование лучше свести к минимуму, поскольку многие правила по ­настоящему уясняются слушателями лишь по ходу игры.
«Судья-рефери». Роль, исполняемая и на подготовительной стадии, и во время игры. Цель - поддержание хода игры через обеспечение соблюдения игровых правил. В некоторых случаях имеет смысл предусмотреть данную роль в сценарии игры, которая позволит одновременно и контролировать ход игры, и руководить ею, не выходя за рамки «игрового пространства».
«Тренер». Роль, которую желательно исполнять на подготовительной стадии. Цель - тренировка игроков (вплоть до их «натаскивания») на выполнение ролевых предписаний. Сюда относится как подготовка участников к решению содержательных задач, так и их игровой тренинг (не только индивидуальный, но и групповой или командный). По ходу игры желательно минимизировать подсказки «тренера» своим игрокам.
«Председатель-ведущий». Роль исполняется на основной и завершающей стадиях игры. Цель - обеспечение продуктивной межличностной и межгрупповой коммуникации в игровом коллективе. Что же касается завершения игры, то преподавателю необходимо выступить своеобразным «фасилитатором» итогового группoвoгo обсуждения. Он не предлагает свои выводы, не оценивает действия участников, а с помощью вопросов и использования определенной процедуры (например, обратная связь «по кругу» С ответом каждого на вопрос о самом ярком впечатлении от игры) побуждает участников поразмышлять о связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом [54].
Трудности, связанные с подготовкой, осуществлением и завершением игры, и способы их преодоления представлены ниже.
Основные трудности:
-          Подготовительная фаза;
-          определение основного противоречия имеханизма запуска и подержание игры.
Способ преодоления:
-          выбор игровой формы, разработка замысла игры, например, путем задания типологии игровых коллективов;
-                   Выделение критических точек игры.
Эмоциональный аспект.
Основные трудности:
-          высокая степень неопределенности по поводу событий предстоящей игры участников;
-                   отсутствие информации ценностях участников.
Способ преодоления.
-          предварительное знакомство участников с программой и правилами игры;
-          предварительная диагностика участников игры
Инструментальный аспект.
Основные трудности:
-     Включение участников в содержание игры;
-     Недостаточная проблемная и целевая фокусировка фокусировка участников игры;
Способ предложения:
-     Ясное описание исходных условий, точная формулировка задания;
-     Совместный анализ моделируемой ситуации и определение проблемы;
Формулирование цели и задачи;
Эмоциональный аспект.
Основные трудности:
-     Самостоятельного применения решения и разработки предложений по его реализации;
-     Недоступное умение презентовать результаты;
-     Сложности с обобщением результатов;
-     Возникновение избыточного эмоционального напряжения;
-     Трудности с установлением порядка обеспечивающего принятия и соблюдение участниками правил;
-     Затруднение при обозначение игрового пространства;
-     Необходимость создания соревновательной мотивации;
-     Сложности с обеспечением групповой самоорганизации;
-     Недостаточное развитие у участников коллективной деятельности;
-     Возникновение межличностных конфликтов среди участников игры;
Способ преодоления:
-     Проработка материалов индивидуально и в группах;
-     Внедрение в процесс игры;
-     Создание из числа участников группы наблюдателей
Инструментальный аспект:
Завершающая фаза;
-     Задержка с подведением итогов игры;
-     Несогласие части участников с итогами игры.
-     Способ преодоления.
-     Провести обсуждение результатов сфокусировкой на анализе действий каждого из участников игры;
-     Рассмотреть содержательные трудности и идеи возникавшие по ходу игры.
Эмоциональный аспект
Завершающая фаза:
-     Нежелание части участников выйти из игры;
-     Эмоциональная подавленность ряда участников.
-     Способ преодоления
-     «Разорвать» игровой контекст средствами символического выхода из игровой ситуации;
-      провести консультацию.



Комментариев нет:

Отправить комментарий