понедельник, 26 декабря 2011 г.

Виды и свойства информации


описание понятия

Возможны несколько видов классификации информации
1. По способам восприятия:
Визуальная
Аудиальная
Тактильная
Обонятельная
Вкусовая

2. По форме представления:
Текстовая
Числовая
Графическая
Музыкальная
Комбинированная

3. По общественному значению :
3.2. Массовая
- обыденная
- общественно-политическая
- эстетическая
3.2. Специальная
- научная
- производственная
- техническая
- управленческая
3.3.Личная
- знания
- умения
- навыки
- интуиция

Виды информации связаны со способом восприятия
У человека пять органов чувств, с их помощью человек получает информацию о внешнем мире: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Органы чувств Вид информации
Зрение Визуальная
Слух Аудиальная
Обоняние Обонятельная
Вкус Вкусовая
Осязание тактильная
Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% — при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).

Виды информации по форме представления:
Рассмотрим только те виды информации, которые «понимают» технические устройства (в частности, компьютер).
• Текстовая
• Числовая
• Звуковая
• Мультимедийная (комбинированная)

Виды информации по общественному значению:
• личная (знания, умения, навыки, интуиция);
• массовая (общественная, обыденная, эстетическая);
• специальная (научная, производственная, техническая, управленческая).
Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.
Свойства информации
Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения. Рассмотрим свойства информации, т. е. ее качественные признаки.
1. Объективность информации.
Информация — это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Пример:
Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22' С» — объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или «вредности» конкретного субъекта.
2. Достоверность информации.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
• преднамеренное искажение (дезинформация);
• искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
• когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
3. Полнота информации.
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Пример:
Мечта историка — иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: «Недоученный хуже неученого».
4. Актуальность (своевременность) информации
Актуальность — важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
5. Полезность или бесполезность (ценность) информации
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
Материал для запоминания
• Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
• Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
• Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
• Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
• Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
• Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий