понедельник, 26 декабря 2011 г.

Использование аудиовизуального сопровождения на занятиях по компьютерным технологиям


         Аудиовизуальное сопровождение уже довольно давно вошло в наши образовательные учреждения. Накоплен интересный практический опыт, разработаны научные основы  применения аудиовизуальных обучающих средств.
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 %  информации, когда смотрит – 25 %, когда видит и слушает – 65 % получаемой информации. Необходимость аудиовизуального сопровождения обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски.
Применение аудиовизуального сопровождения  интенсифицирует передачу информации, значительно дополняет иллюстративный материал, помогает создать проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.
        Аудиовизуальные (комбинированные) технические средства  обес­печивают подачу и восприятие информации, предназначенной для зре­ния и слуха.
К ним относят звуковое кино, видеофильмы, учебное телеви­дение, видеодиски, а также  озвученные диафильмы и слайды.


Современные средства обучения, необходимые для организации
аудиовизуального сопровождения

Видеомагнитофон устройство, предназначенное для магнит­ной записи и воспроизведения изображения и звука.
Видеоплеером называют видеомагнитофон, не имеющий дисп­лейной панели для контроля его работы. Например, на видеопле­ере нельзя определить, какая часть фильма уже просмотрена или сколько времени прошло от начала фрагмента воспроизведения. Если видеопле­ер не может обеспечивать запись информации на пленку, его называют «непишущий».
Моноблоком называют видеомагнитофон, встроенный в теле­визор.
По назначению видеомагнитофоны разделяют на бытовые (рас­считаны на массового потребителя), профессиональные (предна­значены для работы на телецентрах — студийные или в установ­ках для репортажа) и полупрофессиональные (предназначены для работы в замкнутых телевизионных системах: в научно-исследо­вательских лабораториях, учебных, медицинских и других учреж­дениях).
Видеопроигрыватель дисков устройство, которое вместе с те­левизором может воспроизводить (в зависимости от функций) CD- и DVD-диски.
Цифровые видеокамеры. Цифровая видеозапись передает мель­чайшие нюансы благодаря высокому разрешению изображения и динамичному звуку. Объект съемки выбирается через окошко встро­енного в камеру видоискателя, изображение запоминается мгно­венно. Отснятые кадры можно тут же продемонстрировать аудито­рии на имеющемся мониторе, если аудитория небольшая. Для боль­шой аудитории ее подсоединяют к мультимедиа-проектору или  телевизору. Через встроенные видео - и аудиовыходы можно проециро­вать изображение на большой экран.
Новое устройство — домашний сервер фотографии, видео и му­зыки.
В последние годы появился комплект аппаратуры, получившей название «Домашний кинотеатр». В его состав входят: колонки (5.1, 6.1, 7.1), AV-ресивер (усилитель), DVD-плеер, телевизор или мультимедийный проектор с экраном. Этот комп­лект можно собрать при покупке, а можно купить готовый, пол­ностью укомплектованный «Домашний кинотеатр в коробке». Это будет дешевле, но в таком комплекте нельзя менять отдельные аппараты по своему усмотрению.
Развитие и совершенствование телевизионной техники создает предпосылки для превращения учебного телевидения в универ­сальное средство, позволяющее объединить в учебном процессе все технические средства обучения, включая ЭВМ и всевозмож­ные обучающие устройства.

Виды аудиовизуального сопровождения

Учебное телевидение способ передачи на расстояние учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых или зам­кнутых телевизионных систем.
Учебные телевизионные передачи – передачи, создаваемые по темам учебной программы и предназначенные для использования непосредственно на уроке, а также при проведении факультатив­ных занятий и внеклассных мероприятий. Дидактическая значи­мость этого технического средства мало чем отличается от учебно­го звукового кино.
Видеозаписи зафиксированные с помощью видеомагнитофона или телевизионной камеры на специальной магнитной ленте изобра­жение и звук. На уроках используются видеозаписи учебных теле­передач, кинофильмов, производственных процессов, опытов, не­которых явлений микромира и т. д.
Широкие возможности открываются с применением видеоза­писей во внеклассной воспитательной работе.
Фильмы можно разделить на художественные, хроникально-до­кументальные, научно-популярные, научные, учебные, а также на любительские и телефильмы.
Видеодиском называют диск, похожий на гибкую грампластинку и предназначенный для воспроизведения сделанной на нем записи изоб­ражения и звука с помощью видеопроигрывателя.
Перспективность видеодисковых систем как аудиовизуальных средств определяется высоким качеством изоб­ражения, простотой использования и более низкой ценой видеодисков по сравнению с видеокассетами и магнитной лентой. Этому способствуют отработанность технологии производства видеодисков, невысокая сто­имость исходного материала и скорость процесса изготовления: процесс печати (штамповки) занимает несколько секунд. Видео­диски позволяют начать воспроизведение с любого места записи как на грампластинке (система прямого доступа), не дожидаясь, как в видеомагнитофоне, пока будет перемотана лента. Отличи­тельной особенностью DVD-технологии является то, что эти но­сители позволяют записать объем почти в 7 раз больший, чем на обычный CD-диск (700 Мб информации). DVD-технология пост­роена на принципах высококачественного воспроизведения звука и видео.
Научные фильмы фильмы, которые созданы в процессе на­учно-исследовательской работы и служат для решения конкретных научных задач. В учебных целях они практически не используются.
Учебное кино один из видов научного кино, которое предназна­чается для демонстрации в ходе обучения и обеспечения наглядности при ознакомлении учащихся с явлениями и процессами, не доступными для непосредственного наблюдения. В некоторых учебных пособиях по ССО учебное кино называют кинопособием.
Кинопособия содержат позитивное фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным (оптическим или магнитным способом) звуковым сопровождением, выполненное в соответствии с воспитательно-дидактическими целями и с учетом психолого-педагогических требований. Учебные фильмы (кинопособия) снимают по сценариям и предназначают для учебного процесса.
Наиболее перспективным для использования в учебном процессе мы считаем учебное кино и видеофильмы. Этот выбор обусловлен рядом особенностей:
-       информационная насыщенность;
-       сильное эмоциональное воздействие на аудиторию;
-       темп предъявления информации с экра­на;
-        управление процессом восприятия;
-       целостность и законченность.
Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереаль­но представить при словесном изложении с использованием дру­гих средств обучения.
Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных вырази­тельных возможностях фильма, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чув­ства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.
Темп предъявления информации с экрана задается его создате­лями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм можно разбить на фрагменты и показывать их с определен­ными паузами.
Управление процессом восприятия информации с экрана опреде­ляется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, ис­пользованными средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, диктор­ским текстом, включенными кадрами анимации и др.
Целостность и законченность аудиовизуального сопровождения со­стоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логичес­ки целостную информацию с определенной методикой ее подачи.
Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:
   - с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях;
   - с внутренними процессами и явлениями, недоступными непо­средственным наблюдениям;
   - с процессами и явлениями, характерной особенностью кото­рых является движение, развитие;
   - с очень медленно или очень быстро протекающими процесса­ми или явлениями;
   - с микро- и макрообъектами.
Разновидностями учебного фильма являются:
        - кино- или видеофрагмент – 3-5-минутный фильм, раскры­вающий содержание одного из вопросов темы;
 - киноколъцовка – небольшой (10-12-минутный) фильм, со­держащий информацию о циклическом процессе, например, о рабо­чем процессе двигателя внутреннего сгорания. Для демонстрации фильм склеивают в кольцо и показывают многократно до тех пор, пока учащиеся не усвоят суть процесса;
-       кино - или видеокурс – пособие, состоящее из нескольких частей и охватывающее содержание раздела или целого курса;
-       кино(видео)хрестоматия;
-       ситуационный фильм.
Фильмы бывают звуковые и немые, черно-белые и цвет­ные. Они создаются в основном тогда, когда использование других средств обучения и воспитания не дает нужного эффекта. К учебному фильму предъявляются следующие требования:
- четкое и продуманное дозирование информации, чтобы не допустить перегруженности фильма;
- отсутствие многотемности;
- простое композиционное построение кадра с четким выделе­нием главного;
- лаконичность, выра­зительность, доступность дикторского текста, не подменяющего изображение;
- наличие пауз в дикторском тексте, чтобы не мешать восприятию зрительного ряда и дать учителю возможность вставить свои дополнения и пояснения;
- занимательность фильма, использование разнообразных спо­собов и приемов съемки;
- показ изучаемого объекта или явления во всех возможных ва­риантах;
- создание проблемной ситуации;
- включение в текст фильма вопросов, заданий, если необ­ходимо, инструкций;
- короткие по времени или с четким разделением сюжеты или фрагменты внутри более продолжительной ленты.
    Дидактические функции учебного фильма заключаются в следующем: это - источник но­вых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобще­ния и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспо­могательное средство при контроле знаний.
   Подавляющее большин­ство фильмов можно использовать в различных учебных ситуаци­ях в зависимости от целей и содержания урока. Широко используются фильмы для творческой работы на уро­ках русского языка. Если учитель ставит цель научить детей писать сочинения-описания, лучше обратиться к видовым фильмам. Для развития логического мышления, способностей рассуждать и дока­зывать целесообразнее использовать документальные, историче­ские фильмы, фильмы-экскурсии. Для формирования умений давать характеристики героям видеосюжетов, оценку разворачивающим­ся на экране событиям рекомендуется просмотр короткометражных художественных сюжетно-ролевых фильмов.
Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видео­фильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в ка­кой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель (воспитатель); насколько удачен и целесообразен дикторский текст; каковы дидактические возможности фильма в срав­нении с другими имеющимися средствами наглядности (например, с помощью опыта в кабинете физики можно продемонстрировать более эффективно часть того, что пытаются показать в фильме); в какой степени он соответствует возрастным особенностям уче­ников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и за­дания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается ре­шение о по-фрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без ком­ментария учителя. Необходимо продумать место фильма в структуре занятия. При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или на дру­гих учебных предметах,  в других классах, фрагменты фильма, которые можно рекомендовать учащимся для самостоятельного просмотра.
Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его обра­зовательную, но и на воспитательную ценность. Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового пособия является установление его связи с учебником и другими источниками, что определит характер домашнего за­дания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его.
Независимо от дидактической цели использования фильма на уро­ке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжитель­ное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой те­мой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не рас­крывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации надо воздержи­ваться от его комментария; он целесообразен только в случае исполь­зования фильма без дикторского текста. Но и этот комментарий дол­жен быть предельно лаконичным, четким, чтобы не отвлекать уча­щихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения.
Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда необходимо:
- пояснить непонятные места фильма;
- обратить внимание детей на главные моменты, которые нужно твердо запомнить;
- подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;
- теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содер­жание;
- связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.
Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его де­монстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформу­лированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше все-таки задать вопросы по фильму до его демонстрации.
Видеомагнитофоном пользоваться проще и удобнее, чем кино­аппаратом, с его помощью (или используя видеокамеру) можно за­фиксировать на пленку кинофрагменты или кинофильм, снять са­мостоятельный видеофильм, встречу с интересным человеком, опе­ративный репортаж о событиях, показать телепередачу, диакадры, изображение с кодотранспарантов, фонозаписи, карту, таблицы, схемы, любые объекты живой и неживой природы.
Подготовленный видеофильм учитель может продемонстриро­вать на уроке полностью или остановить просмотр, чтобы обра­титься к ученикам, выполнить записи или какие-либо задания на доске самому или вызвать учеников. В течение всего урока с ис­пользованием видеозаписей сохраняется обратная связь между учи­телем и классом.
Видеозаписи можно многократно повторять в классе для уточ­нения и обобщения знаний, формирования навыков доказатель­ства и аргументации, анализа ответов учащихся, контроля знаний. Учащиеся могут многократно просмотреть их индивидуально для самоанализа выступления, сообщения и др. Простота управления процессом записи и вос­произведения позволяет организовать разнообразные виды само­стоятельной работы обучающихся.

Дидактические основы использования
аудиовизуального сопровождения

Дидактические возможности применения аудиовизуального сопровождения много­образны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими ССО, которые группируются вокруг него. Он сравнительно просто ком­ментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой части урока. С помощью учебных видеозаписей учитель может создать в клас­се проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познаватель­ного задания.
Учебная видеозапись полезна и на этапе обобщения учебного материала. Учитель может подготовить запись, фиксирующую ос­новные моменты одной темы, группирующую материал по отдель­ным темам курса. Учащиеся просматривают запись с новых пози­ций, она становится предметом обсуждения, дополнения и крити­ки. Активное отношение учащихся к видеозаписи достигается не только за счет ее содержания, но и за счет своеобразия компози­ционного решения, монтажа материала. Два одинаковых фрагмен­та из разных постановок одного и того же спектакля направляют мысль школьника на сопоставления, сравнения. Показ незавершен­ного эксперимента вызовет необходимость самостоятельного про­должения работы, пропуск определенного этапа в изложении ма­териала потребует восстановления пропущенного с помощью тек­ста и т. д. Поскольку запись подготавливается учителем для класса, интересы которого ему известны, вопросы и задания закладыва­ются в сценарий таким образом, чтобы активизировать мысль определенной группы учащихся, к которым можно обратиться с эк­рана непосредственно, что позволяет дифференцировать и инди­видуализировать объяснение или повторение учебной темы. Зна­чительный эффект можно получить, применяя на уроках с исполь­зованием видеозаписи специально подготовленный раздаточный материал в виде несложных заданий, выполняемых по указанию и инструктажу с экрана монитора. На видеопленку можно записать ответы учащихся.
Разработка и съемка учебного фильма может стать средством коллективной самостоятельной творческой работы учащихся. Это не только вызывает интерес всего класса, но и позволяет превра­тить ее в коллективное творческое дело, в котором будут учтены интересы и возможности отдельных групп учащихся и индивиду­альные потребности и интересы каждого воспитанника. Видеоза­писи раскрывают неограниченные возможности для творческой работы учителя или воспитателя.
Видеозаписи чаще воспроизводятся на экране телевизора. Он попадает в поле восприятия целиком, и зритель видит все развер­тывающееся действие, но с четким выделением главного. На теле­экране эффектнее воспринимаются детали, поэтому при съемках видеофильма надо чаще использовать крупный план, подетальное изображение. Большая интимность и личностная обращенность к зрителю здесь достигаются тем, что говорящий, как правило, на­ходится в самом кадре и как бы объясняет непосредственно смот­рящему фильм. На телеэкране хуже передается перспектива, теря­ется все масштабное, грандиозное.
Являясь составной частью современных средств обучения, аудиовизуальное сопровождение должно использоваться в сочетании с печатными учебно-нагляд­ными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими традиционными средствами обучения. Кроме того, аудиовизуальное сопровождение не может вытеснить из воспита­тельно-образовательного процесса непосредственные наблюдения изучаемых явле­ний в природе или реальной жизни.
Эффективность использования аудиовизуального сопровождения оп­ределяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техни­ческим условиям и возможностям. 

Список литературы

1.     Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В. П. Голованов.- М.: ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
2.     Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М.: Академия, 2005. – 352 с.
3.     Могилев, А. В. Практикум по информатике: учебное пособие для студ. вузов / А. В. Могилев.- М.: Академия, 2002. – 608 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий