воскресенье, 25 декабря 2011 г.

Методика проведения инструктажа по технике безопасности для учащихся младшего школьного возраста. Виды инструктажа.


     Понятие инструктажа. В педагогической литературе инструктаж рассматривается по-разному: как метод обучения, как составная часть урока и т. п.
Под инструктажем понимается объяснение и показ способов трудовых действий, которые направлены на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся. Следовательно, инструктаж является частью (элементом) урока. В процессе инструктажа, как правило, используется несколько методов обучения: демонстрация трудо­вых приемов и объяснение правил их выполнения; постановка технической задачи; беседа, в процессе которой учитель выясняет, насколько учащиеся поняли задание; пробное выполнение отдельными учащимися трудовых приемов. При этом методы тесно переплетаются между собой, комбинации их выступают как системы. С этих позиций и целесообразно рассмотреть требования к инструктажу.
        К инструктажу предъявляются следующие дидактические требования:
1.       Умелое комбинирование различных методов и приемов обучения в процессе инструктажа.
2.       Обоснование содержания инструктажа учителем. Если задание, которое учитель ставит перед учащимися, непонятно им, то они часто нарушают условия его выполнения, так как не предвидят, к чему это может привести. Поэтому каждое требование учителя должно мотивироваться.
3.       Полнота инструктажа и расчленение его на элементы. В зависимости от сложности трудового задания, а также от того, в каком классе оно выполняется, инструктаж может быть дан в целостном виде либо по частям, постепенно, по ходу работы.
4.       Наличие в инструктаже указаний, с помощью которых учащиеся могут контролировать свою деятельность. Без выполнения этого требования невозможно добиться самостоятельности учащихся, имеющей важное значение для формирования у них трудовых практических умений и навыков.
          Виды инструктажа. Различают вводный, текущий и заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж по изучению новой операции включает в себя характеристику операции; демонстрацию правил выполнения трудовых приемов в нормальном и замедленном темпах; указание признаков самоконтроля; постановку конкретной трудовой задачи.
После вводного инструктажа учащиеся пробуют выполнять действия, связанные с овладением отдельными элементами операции: хваткой инструмента, рабочей позой, темпом и т. д. Важно, чтобы каждый изучаемый элемент добавлялся к предыдущему, а не заменял его. Элементы изучают не изолированно, а, наоборот, при повторениях связывают их друг с другом, составляя в конце обучения единую цепь движений (операцию).
Как бы хорошо, подробно и отчетливо ни объяснял учитель, как бы ученик хорошо ни знал теорию о рабочих движениях и приемах, его первые попытки выполнить работу часто сопряжены с неудачами. Поэтому необходимо тщательно следить за первыми пробами учащихся и на этой основе конкретизировать действия учащихся, т. е. проводить текущий инструктаж (групповой или индивидуальный). Задача учителя заключается в том, чтобы не дать учащимся действовать случайно, а научить их следить за своими движениями и сознательно изменять силу, темп, координацию движений. Необходимо предотвратить торопливость, небрежность, к чему склонны учащиеся V-VII классов.
Текущий инструктаж по исправлению ошибок в выполнении трудовых приемов включает в себя остановку работы учащихся; обращение внимания на работу ученика, допустившего ошибку; требование к этому ученику пояснить причину неправильной работы; собеседование со всеми учащимися по этому поводу; заключение учителя; показ учителем правильных приемов; воспроизведение приемов учеником, допустившим ошибку; разрешение классу продолжать работу.
Заключительный инструктаж включает в себя общую характеристику работы учащихся, анализ допускаемых учащимися ошибок, оценку работ учащихся.
         Инструктаж для младших школьников должен проводиться в интересной форме, так как это обусловлено следующими возрастными особенностями:
- восприятия. Младшим школьникам свойственна эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее;
          -  памяти. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания. Лучше запоминается все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик;
           - мышления. Мышление младших школьников наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представления. Мысль, выраженную словом, не имеющую опоры в наглядных впечатлениях, понять трудно;
           - внимания. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Изучив и проанализировав возрастные особенности младших школьников, можно сделать вывод о том, что для повышения качества образовательного процесса занятие необходимо строить с учетом их возрастных особенностей. Именно поэтому инструктаж должен быть интересным, ярким, доступным.
         Приведем несколько примеров проведения инструктажа в занимательной форме, который можно использовать, например, в процессе занятия кружка компьютерной грамотности.
Виды занимательных форм проведения инструктажа:
- стихотворная;
- иллюстративная;
- ролевая игра-сказка;
- с использованием аудиовизуальных средств.
          Остановимся более подробно на некоторых из них.

Ролевая игра-сказка

Действующие лица:
1. Мальчик Вася.
2. Системный блок.
3. Клавиатура.
4. Мышь.
5. Монитор.
Жил-был мальчик. Звали его Вася. Однажды ему приснился сон о том, как он попал в Царство Компьютеров.
В этом царстве повсюду было много разноцветных проводов, стояли компьютерные столы, а на них стояли красивые мониторы, мышки, клавиатуры и системные блоки.
Вася увидел среди всех компьютеров самый красивый и решил сесть за него. И только он хотел включить его, как вдруг системный блок заговорил с Васей.
Системный блок. Здравствуй, Вася!
Вася. Здравствуй. Ты кто?
Системный блок. Я - Системный блок. С меня начинается вся работа компьютера. Для того чтобы компьютер начал работать, нужно сначала включить меня.
Вася. Но у тебя так много кнопочек, какую нужно нажать?
Системный блок. У тебя в школе преподают компьютерную грамотность?
Вася. Да.
Системный блок. Так вот, если ты не знаешь, что нужно сделать, чтобы компьютер включился, не нужно нажимать все подряд, а необходимо спросить учителя. Запомни! Все подряд кнопочки нельзя нажимать не только у меня, но и на клавиатуре, и на мыши.
Клавиатура. Да, да! Если ты будешь нажимать все кнопочки, которые есть у меня, я могу удалить то, что тебе еще нужно, выключить компьютер, когда тебе это не нужно и еще много неприятных вещей. Поэтому нужно знать, что и когда ты нажимаешь.
Вася. А что тебе еще не нравится?
Клавиатура. Я не люблю, когда кто-то ест за компьютерным столом, все крошки попадают на меня, а ведь из-за этого я могу сломаться. Поэтому за компьютерным столом нельзя есть и пить. И моей младшей сестренке Мышке это тоже не нравится.
Вася. Хорошо! Я буду соблюдать эти простые правила. Может быть вы еще мне что-нибудь посоветуете?
Мышь. Если компьютер, за которым ты работаешь, начал издавать непонятные звуки или ты почувствовал какой-то запах, то немедленно скажи об этом учителю.
Монитор. А я не люблю, когда меня трогают руками.
Вася. Хорошо, я все это учту.
Системный блок. Вася, если ты будешь выполнять эти несложные правила, то тогда мы никогда не будем ломаться, и ты научишься работать на компьютере. Расскажи об этих правилах своим друзьям.
Вася. Спасибо вам! Я обязательно выполню все то, что вы мне говорили. До свидания.
Утром Вася проснулся и пошел в школу. Там на уроке компьютерной грамотности он рассказал обо всех правилах, которые ему поведали его новые друзья. С тех пор в этой школе компьютеры никогда не ломались.

 Инструктаж в стихотворной форме

1.       Если ты зашел к нам в класс,
      Будь здесь осторожен.
      Ведь компьютеры у нас,
      А работать с ними сложно!
2.       Бегать, прыгать, кувыркаться
             В нашем классе ты не смей.
             Здесь ты делом занимайся,
             А в сторонке не робей!
3.       За компьютер не садись,
             И включать не торопись,
             Разрешения дождись!
4.       Если что-то ты не знаешь:
             Как зайти, куда нажать,
             Педагога позови и совета ты спроси.
5.       Если не поел ты дома,
      Не поел в дороге,
      Силу воли ты имей,
      А за компьютером жевать не смей!
6.       За компьютер не садись с мокрыми руками,
    Вытирать их не ленись!
7.       Мы на музыке поем,
             На переменке мы играем,
             А у нас нельзя кричать,
             Нужно дисциплину соблюдать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий